Использование данных о затратах, связанных с качеством, для управления поставщиками

    Покупатель, желающий снизить свои издержки, вызванные недостаточным качеством покупных изделий, материалов и услуг, прежде всего должен выявить, какие затраты из числа относящихся к конкретной категории являются для него наиболее значимыми. Первым шагом должно быть сравнение относительных величин отдельных видов и составляющих указанных затрат. Полезным инструментом для проведения подобного анализа может быть существующая у покупателя система управления затратами, связанными с качеством. Рассмотрим, например, ситуацию, когда наиболее серьезной проблемой для покупателя служит количество купленных изделий, забракованных на входном контроле. Если покупатель полагает, что его затраты, связанные с качеством, могут быть снижены посредством сокращения уровня дефектности покупных изделий, то именно эта проблема приобретает для него первостепенное значение.

    Следующим шагом должен стать анализ покупных изделий по схеме Парето для выявления тех поставщиков, чья продукция доставляет наибольшие проблемы покупателям. Вполне вероятно, что подавляющее большинство проблем с закупаемыми изделиями сопряжено с относительно небольшим количеством определенных поставщиков. Тогда покупателю следует предпринять необходимые действия, направленные на повышение качества продукции именно этих наиболее сомнительных поставщиков.

    Какие конкретные действия при этом возможны? Например, если это практически оправданно, покупатель может принудить подобных поставщиков к внедрению систем управления затратами, связанными с качеством. Но, настаивая на этом, покупатель не должен выходить за пределы благоразумия. Некоторые компании-поставщики слишком малы для того, чтобы поддерживать подобные системы, в других - возможны определенные объективные препятствия для их внедрения. Если поставщик признает целесообразным внедрение у себя подобной системы, то скорее всего удастся снизить затраты, наиболее очевидные для покупателя. В результате повысится качество продукции как у поставщика, так и у покупателя и возрастут размеры прибыли, получаемой обеими сторонами. Кроме того, снижение затрат поставщика неизбежно скажется на ценах продаваемых им изделий и услуг, что имеет важное значение в условиях конкуренции.

    Какие еще действия могут быть предприняты, если известны размеры затрат, связанных с качеством покупных изделий? Возможно, что эти величины повлияют на рейтинг поставщика в реестре, который ведет компания-покупатель. Существующие в компаниях системы оценки поставщиков, помимо традиционных данных - цены, дисциплина поставок, нормы брака при входном контроле - должны учитывать величины затрат, связанных с качеством изделий, приобретаемых у каждого поставщика. Пример подобной системы приведен ниже.

    © StrategPlann 2009