Чего не следует делать во время беседы

    - Хорошо воспитанный человек никогда не будет обсуж­дать чужие семейные конфликты, вопросы личной жизни, источники дохода, внешний вид сослуживцев.

    - Повышать голос, горячиться, начисто отвергать точку зрения собеседника, говорить фразы типа: "Да это чушь полная!", "Ничего подобного!", "Вы просто ничего не пони­маете в этом!" и т. п.

    - Перебивать собеседника, вставлять даже самые крат­кие замечания.

    - Задавать назойливые, нескромные вопросы.

    - Распространяться о подробностях своей или чужой лич­ной жизни.

    - Рассказывать о своих достоинствах и успехах, о своих проблемах, несчастьях, болезнях, распространяться о своих недостатках.

    - Говорить об отсутствующих что-либо дурное, а также поддерживать подобный разговор. Если сотрудники не заво­дят подобных разговоров, это является знаком хорошего кли­мата в коллективе. Отсутствующие не могут выступить в свою защиту в том случае, если их хулят. Менеджеру следует воз­держиваться от негативных высказываний об отсутствующих и вызывать такие высказывания. Враждебность между людь­ми, ссоры на личной почве в коллективе возникают чаще все­го именно потому, что брошенное кем-то непродуманное сло­во подхватывалось "длинным языком" второго, шло к третье­му, четвертому и в конечном счете — к скандалу.

    - Высказывать удивление, граничащее с недоверием, узнав, что собеседник имеет какой-либо талант или высокое звание. Подобное удивление может быть воспринято как фраза: "Странно, вот уж не ожидал, у что такого серого, ничтожного человечишки — и вдруг такой талант".

    - Говорить о чем-то, что может быть неприятно собесед­нику, причинить ему боль. Бестактно рассказывать человеку, живущему бедно, о своих дорогих покупках; или язвеннику, вынужденному соблюдать строгую диету, с упоением расписы­вать восхитительные вкусовые качества недоступных ему блюд.

    - Не смотрите по сторонам, не листайте книгу, не пе­рекладывайте бумаги. Считается дурным тоном вертеть пу­говицу, отвлекаться на посторонние мысли, ждать с нетер­пением паузу, чтобы вставить свое слово.

    - В течение беседы не употребляйте слова с двойным смыслом.

    - Не рекомендуется вести разговор в поучительном тоне. Не следует поучать партнера. Будьте открыты для его аргу­ментов.

    - Если вы задаете вопросы, то старайтесь, чтобы они содержали слова: "почему", "когда", "как". Это исключит односложные ответы собеседника и позволит ему полно из­ложить свою точку зрения.

    - Беседуя, смотрите в глаза собеседнику: это создает атмосферу доверительности.

    - Не возражайте в категоричном тоне. Не допустимы такие выражения: "Нет, я с Вами решительно не согласен", "Нет, так дело не пойдет" и т. п. Вместо них следует исполь­зовать фразы: "Я полагаю...", "Не находите ли Вы...", "На­деюсь, это поможет убедить Вас..."

    - Никогда ничего не обещайте, если не можете гаран­тировать выполнение своих обещаний, тем более если окон­чательное решение принимаете не вы, а начальник.

    Преуспевающий менеджер старается избегать четырех слов: "да", "нет", "никогда" и "всегда". Слова "да" и "нет" лишают вас маневренности и не позволяют менять позицию.

    Слова "никогда" и "всегда" могут поставить вас в глупое по­ложение.

    Многие беседы заканчиваются, не успев начаться, осо­бенно если собеседники обладают разными статусами. При­ведем несколько типичных примеров так называемого "са­моубийственного" начала беседы: "Извините, я не помешал?", "Я бы хотел еще раз услышать", "Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать". Неуверенное поведение прини­жает человека и ассоциируется с его низким статусом. Сле­дует избегать извинений (без должных к этому причин), про­явления признаков неуверенности.

    Если вас перестали слушать, то остановитесь на полусло­ве. Это привлечет непроизвольное внимание собеседника. Если же вы говорите в пустоту, то тем самым принижаете свой статус. Если мы себя не уважаем, то и никто нас уважать не будет. А значит, не будет и считаться с нами.

    Другим примером является резкая перемена говорящим темы. Блестящий пример этого дал наиболее известный гре­ческий оратор Демосфен.

    Выступая в суде и видя, что судьи перестали слушать его, он вдруг начал рассказывать о неком юноше, нанявшем осла с погонщиком. День был жаркий, и седок, спешившись, прилег отдохнуть в тени, отбрасываемой ослом. Погонщик возразил, говоря, что отдал внаем только осла, но не его тень. Тут Демосфен умолк, но судьи попросили его закон­чить его рассказ. Тогда он воскликнул: "Басню о тени осла вы готовы слушать, так выслушайте же и дело, которое должны рассудить".

    © StrategPlann 2009