Обращение

    В деловом этикете существуют различные подходы к выбору форм обращения к руководителю, подчиненным, не­знакомым посетителям. Кроме того, в большинстве фирм есть свои неписаные правила внутрифирменного поведения, из­менять которые мы, конечно, не предлагаем. Однако хоте­лось бы обратить ваше внимание на общепринятые нормы.

    Чувство такта играет решающую роль в выборе формы об­ращения, отражающей существующие между людьми отноше­ния. Обращения предлагают собеседникам общаться в опреде­ленном тоне, соблюдая определенные отношения: отношения людей близких или далеких, равных или неравных, отношения служебные, дружеские, фамильярные, почтительные и т. д.

    В нашей стране в течение длительного времени обще­принятой формой было обращение "товарищ". В последнее время от этого обращения отказались. Новая форма "госпо­дин", "господа" используется в сфере государственных, по­литических отношений. Однако она не получила широкого распространения в сфере межличностных отношений, в быту. Обращение "господин" можно использовать вместе с фами­лией: "господин Иванов", званием "господин профессор" или должностью "господин мэр". Что касается титулов, то они в настоящее время употребляются все реже и реже.

    В некоторых случаях можно обходиться без обращения. Если вам необходимо обратиться к человеку, которого вы видите впервые, используйте общепринятые вежливые фра­зы: "По какому вопросу"; "Будьте любезны, представьтесь"; "Извините, Вы не подскажите к кому я могу обратиться по такому-то вопросу"; "Добрый день, не могли бы Вы...", "Ска­жите, пожалуйста...".

    Не принято говорить о присутствующих в третьем лице, в этом случае создается впечатление, что говорящий не ува­жает того, о ком говорит.

    Кроме того, в речевом этикете есть особое правило: жен­щина не имеет права называть мужчину по фамилии. К со­жалению, в России очень часто приходится слышать, что женщина, рассказывающая о своем муже, называет его по фамилии. Иногда подобное обращение можно услышать и в разговоре сотрудников. Думается, что это призрак неуваже­ния к человеку.

    Российский психолог и языковед А. А. Леонтьев, отмечая особую роль личных местоимений, говорит, что "местоиме­ние — как бы крохотное зеркало, в котором отражается си­стема общественных отношений". В русском языке личных местоимений немного, но их вес в речевом этикете достаточ­но велик. Особенно важен выбор между "ты" и "вы".

    "Вы" употребляется в тех случаях, в которых принято обращаться по имени и отчеству. При обращении к деловым партнерам в большинстве случаев должна употребляться форма "вы". Обращение на "ты" допустимо при взаимном согласии либо может быть обусловлено неформальными от­ношениями.

    Вместе с тем не рекомендуется обращаться друг к другу на "ты" при деловых партнерах, клиентах. При появлении посетителя рекомендуется перейти на "вы". Точно так же руководящие работники в присутствии сотрудников должны обращаться друг к другу на "вы".

    Переход от "вы" к "ты" или наоборот — всегда волную­щее событие, утверждение новых отношений. Есть люди, которые быстро и легко переходят на "ты", другие, наобо­рот, делают это неохотно. Есть и такие, которые отказ от "ты" рассматривают как сознательное отдаление и даже как личное оскорбление.

    Нет специальных правил, когда и при каких обстоятель­ствах можно переходить на "ты". Это полностью зависит от характера людей, отношений, обстановки. Вместе с тем ни­когда младший по возрасту не должен первым переходить на "ты" со старшим, подчиненный — с начальником, секре­тарь — с посетителем.

    С предложением перейти на "ты" нужно быть достаточно осторожным, потому что отказ может вызвать чувство не­ловкости, особенно у того, кто сделал это предложение.

    Предлагаемое в последнее время на корпоративных тре­нингах общение на равных между участниками, независимо от их возраста и должности, — это ловушка. Лингвистичес­ким и невербальным способом она как бы нарушает иерар­хию и создает иллюзию равноправия. Причем только иллю­зию, ведь настоящее равноправие между начальником и под­чиненным практически невозможно.

    Особенность русского языка в именовании людей заклю­чается в том, что имя состоит из нескольких компонентов: имя, отчество и фамилия. Выбор обращения имеет этикет­ный смысл, выражает отношение к адресату.

    Как правило, человеку приятно слышать свое имя. Ста­райтесь чаще употреблять его, обращаясь к собеседнику. Понятно, что не всякого собеседника можно называть про­сто по имени.

    Не обращаются по имени:

    - к человеку, который старше вас по возрасту;

    - к сотруднику, который старше вас по статусу;

    - к своему начальнику, если это не служебная тради­ция.

    Не следует злоупотреблять обращением только по име­ни, да еще на американский манер, когда имя произносится в сокращенном варианте. По имени чаще обращаются к бли­жайшим коллегам, если они молоды и не против такого об­ращения. Замечено, что возрастная граница обращения по имени постепенно поднимается в наше время все выше.

    Вместе с тем по-прежнему в странах СНГ существует традиция, согласно которой уважительным считается обра­щение по имени и отчеству.

    Хотелось бы особо сказать о традициях, которые нам навязываются иностранными фирмами, работающими на рос­сийском рынке. Принятое в большинстве стран обращение по имени к людям любого возраста является некорректным относительно российских сотрудников в возрасте 50 и более лет. Иностранцы работают в нашей стране и должны учиты­вать наши традиции, хотя, безусловно, им сложно запоми­нать имена и отчества.

    Если старший по возрасту или положению просит назы­вать его просто Володей, не следует возражать: отказ озна­чает неуважение к дружескому жесту, желанию установить более теплые отношения. С другой стороны, крупные руко­водители и пожилые люди должны быть осторожны с подоб­ными предложениями. В отношениях начальника с подчинен­ными такое панибратство может привести к падению дис­циплины и авторитета руководителя, а настойчивость почтен­ного пожилого человека, предлагающего молодому подчи­ненному называть его просто по имени, ставит его в нелов­кое положение, а его самого — в несколько смешное.

    © StrategPlann 2009