В настоящее время в большинстве стран мира распространены корпоративные кодексы, т. е. стандарты, по которым действуют отдельные фирмы, и профессиональные кодексы, т. е. правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли. В последние годы появились они и в России. Интересно, что раньше других своды этических правил появились в компаниях, занятых в сфере страхования и услуг.
Кодексы, состоящие из общих положений (например, "не воруй"), приносят незначительную пользу и легко забываются теми, для кого они предназначены. Кодекс должен как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которой он принимается.
Этический кодекс приносит компании реальную пользу, так как он дает ясное представление о допустимых и недопустимых действиях при выполнении служебных обязанностей. Распространяясь на всех работников фирмы, кодекс облегчает поддержание дисциплины и законности.
Кодекс должен отвечать на вопросы и включать отдельные положения, характеризующие:
- Каких принципов придерживается фирма во взаимоотношениях с обществом, деловыми партнерами и клиентами.
- Как строятся отношения между сотрудниками организации, руководителями и подчиненными, между работниками фирмы и ее клиентами. Например, уважение к каждой личности, единый статус всех работников, отбор в фирму специалистов высочайшего класса, делегирование полномочий и ответственности, лояльность фирме.
- Какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют. Каждый сотрудник призван ощущать свою личную ответственность за репутацию фирмы, поэтому так важна честность, внимательность и надежность.
- Какое поведение можно считать допустимым или недопустимым. Например, в некоторых организациях считается, что "клиент всегда прав", поэтому в них нельзя обвинять клиента за неудачу в работе. В других — все наоборот.
При создании корпоративных правил упор следует делать на этические нормы поведения. Неслучайно в проанализированных нами кодексах большое внимание уделяется корпоративным ценностям, нормам служебного поведения, нравственным основам деятельности компании и персонала.
Наиболее часто затрагиваются в кодексах отношения с клиентами и партнерами, отношения с подчиненными, отношения с конкурентами, отношения к исполнительной власти, правила работы с информацией, разрешения конфликтов, основы делового этикета, в том числе требования к внешнему виду сотрудников.
Корпоративный кодекс составляется исходя из целей компании, учитывает специфику сферы ее деятельности. Так, например, в кодексах, разработанных Сбербанком и ОАО "Альфа-Банком", включены специальные разделы: система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью банка, политика раскрытия информации, взаимоотношения с клиентами банка.
В кодексе корпоративной этики ОАО "Альфа-Банка" выделен раздел "Предпринимательская деятельность сотрудников Банка и их аффилированных лиц", в котором подробно изложены правила ведения предпринимательской деятельности. Так, сотрудник банка, осуществляющий эту деятельность, должен быть уверен, что она не наносит ущерба деловой репутации, иным нематериальным и материальным интересам банка, дочерних и зависимых структур. Отдельно выделены статьи о сделках с заинтересованностью, конфликте интересов, уведомительных и разрешительных процедурах.
Если при поступлении на работу сотруднику предлагают ознакомиться с корпоративными стандартами, ему будет легче адаптироваться и занять определенную позицию. Если этические нормы нового работника не вступают в противоречие с этическими правилами корпорации, то впоследствии сформируется лояльность этого сотрудника, т. е. преданность по отношению к фирме. Если же специалист не лоялен, не привержен ценностям корпорации, то в дальнейшем он, скорее всего, уволится или будет уволен.
Рассмотрим структуру отдельных кодексов корпоративного управления.
Практически все они начинаются с определения миссии компании. Вот как сформулирована миссия Сберегательного банка РФ: "Обеспечение потребности каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного на всей территории России в банковских услугах высокого качества и надежности, обеспечение устойчивого функционирования российской банковской системы, сбережение вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор экономики".
Далее, как правило, перечисляются корпоративные ценности. К ним относятся, например, преданность делу, уважение ценности и достоинства личности, надежность, ответственность, профессионализм, высокая репутация, лидерство на рынке, доверие клиентов, партнеров, взаимное доверие сотрудников и т. п.
Не остаются без внимания взаимоотношения с обществом. В кодексе ЗАО "Метатр" так определяется характер этих отношений: "Наша цель — быть достойным членом общества. Нашим величайшим вкладом в развитие общества являются наши успехи, благодаря которым мы можем предоставлять все более и более профессиональные услуги, отвечающие самым высоким требованиям к экологическим показателям и качеству, а также стабильная занятость и создание новых рабочих мест. Наши постоянно растущие экономические показатели позволяют государству собирать все большие налоги, а это, в свою очередь, способствует усилению государства и улучшению благосостояния всего общества.
Мы оказываем посильную помощь тем, кто в ней нуждается: бывшим и ныне работающим сотрудникам Компании, студентам и школьникам, ветеранам".
Большое внимание уделяется взаимоотношениям с сотрудниками фирмы. Например, ОАО "ФСК ЕЭС" отмечает, что "нормы служебного поведения между работниками Компании строятся на основе взаимного доверия, корпоративной солидарности, честного, справедливого и доброжелательного отношения друг к другу".
В кодексе ЗАО "Метатр" указано, что цель — не только вовлечь в общее дело каждого сотрудника, но и дать возможность разделить успех от удачно проделанной работы. Компания стремится создать такие условия, которые побуждали бы всех сотрудников раскрывать свои способности и таланты, обеспечивать справедливое вознаграждение, хорошие условия труда и возможности для индивидуального профессионального роста, которые ограничиваются лишь личными способностями и желанием.
ОАО "Альфа-Банк" специально оговаривает взаимоотношения с конкурентами: "Взаимоотношения с конкурентами Банка строятся на принципах честности и взаимного уважения. В случае возникновения разногласий и споров в конкурентной борьбе приоритет отдается переговорам и поиску компромисса".
Так как именно люди, сотрудники компании, начиная от простого работника и заканчивая президентом, продвигают компанию по пути к ее цели, особое внимание уделяется персоналу компании. В кодексах раскрываются требования к деловым, волевым и моральным качествам сотрудников, а также требования к профессиональным навыкам персонала.
Например, к необходимым деловым качествам относят устремленность, самостоятельность и ответственность, точность, умение управлять эмоциями; к волевым — уверенность, решительность, настойчивость; к моральным — взаимоуважение, терпимость, честность, командность, самокритичность, преобладание интересов коллектива над личными. Среди важных профессиональных навыков выделяют продуктивность работы, умение принимать и осуществлять решения, профессиональную грамотность, умелое делегирование полномочий, умение ставить задачи и контролировать их выполнение и т. п.
Среди основ корпоративного стиля особо выделяются требования к внешнему виду работников.
Учитывая, что сотрудники — главное конкурентное преимущество в деятельности любой фирмы, большинство рассмотренных кодексов декларирует свое положительное отношение к обучению персонала, заинтересованность в повышении его квалификации. Так, Сбербанк России "стремится создавать условия, позволяющие каждому сотруднику развивать и применять свои творческие способности, повышать уровень профессиональной подготовки".
В кодексах некоторых фирм выделяется специальный раздел "Отношение к здоровью персонала". Среди различных правил особое внимание уделяется отношению фирмы к вредным привычкам. Так, в ЗАО "Метатр" не одобряются вредные привычки сотрудников, такие как курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками. Вместе с тем при планировании рабочих помещений предусматривается специальное место для курения, что позволяет не причинять вреда здоровью некурящих сотрудников.
К сожалению, ценность кодекса поведения часто снижается из-за того, что он плохо составлен и не введен должным образом в жизнь организации. Чтобы кодекс был эффективным, требуется дополнять его целым спектром мер по улучшению этического климата в компании, включая отбор персонала, обучение новичков, создание системы тренингов, компенсаций, вознаграждений и дисциплинарных взысканий.
Для того чтобы разработанный и принятый на предприятии кодекс поведения (корпоративного управления) работал, в нем должна быть оговорена ответственность за соблюдение положений кодекса. Так, в кодекс корпоративной этики ОАО "Альфа-Банк" включены следующие положения: сотрудник банка несет ответственность за неукоснительное исполнение положений кодекса. За нарушение сотрудник несет ответственность соразмерно совершенному нарушению. Нарушение положений кодекса может рассматриваться как действие, несовместимое со статусом сотрудника банка, и служить основанием для наложения дисциплинарных взысканий вплоть до отстранения от работы.
Несоблюдение кодекса в ЗАО "Метатр" влечет за собой общественное порицание со стороны коллектива компании, а в случае серьезных систематических нарушений (при непротиворечии Кодексу о труде) — дисциплинарные наказания и даже увольнение.
Большинство компаний наказывают своих сотрудников за следующие нарушения: предложение взятки или согласие ее принять, принятие дорогих подарков, личное поведение, наносящее вред репутации компании, неуступчивость в конфликте интересов и, напротив, различного рода "уступки", неэтичное поведение.
В заключение хотелось бы отметить, что любая организация имеет корпоративную культуру. Даже если стандарты не прописаны в своде корпоративных правил, каждая организация имеет неписаные правила, приемы поведения, стандарты. Само отсутствие всяких правил и стандартов — это тоже своеобразное правило.