Корпоративные кодексы поведения

    В настоящее время в большинстве стран мира распрос­транены корпоративные кодексы, т. е. стандарты, по кото­рым действуют отдельные фирмы, и профессиональные кодексы, т. е. правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли. В последние годы появились они и в России. Интересно, что раньше других своды этических правил появились в компаниях, занятых в сфере страхования и услуг.

    Кодексы, состоящие из общих положений (например, "не воруй"), приносят незначительную пользу и легко забыва­ются теми, для кого они предназначены. Кодекс должен как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которой он принимается.

    Этический кодекс приносит компании реальную пользу, так как он дает ясное представление о допустимых и недо­пустимых действиях при выполнении служебных обязаннос­тей. Распространяясь на всех работников фирмы, кодекс об­легчает поддержание дисциплины и законности.

    Кодекс должен отвечать на вопросы и включать отдель­ные положения, характеризующие:

    - Каких принципов придерживается фирма во взаимоот­ношениях с обществом, деловыми партнерами и клиентами.

    - Как строятся отношения между сотрудниками органи­зации, руководителями и подчиненными, между работника­ми фирмы и ее клиентами. Например, уважение к каждой личности, единый статус всех работников, отбор в фирму специалистов высочайшего класса, делегирование полномо­чий и ответственности, лояльность фирме.

    - Какие устойчивые нормы и принципы жизни и дея­тельности организации они разделяют. Каждый сотрудник призван ощущать свою личную ответственность за репута­цию фирмы, поэтому так важна честность, внимательность и надежность.

    - Какое поведение можно считать допустимым или не­допустимым. Например, в некоторых организациях считает­ся, что "клиент всегда прав", поэтому в них нельзя обвинять клиента за неудачу в работе. В других — все наоборот.

    При создании корпоративных правил упор следует де­лать на этические нормы поведения. Неслучайно в проанали­зированных нами кодексах большое внимание уделяется кор­поративным ценностям, нормам служебного поведения, нрав­ственным основам деятельности компании и персонала.

    Наиболее часто затрагиваются в кодексах отношения с клиентами и партнерами, отношения с подчиненными, отно­шения с конкурентами, отношения к исполнительной влас­ти, правила работы с информацией, разрешения конфлик­тов, основы делового этикета, в том числе требования к внеш­нему виду сотрудников.

    Корпоративный кодекс составляется исходя из целей ком­пании, учитывает специфику сферы ее деятельности. Так, например, в кодексах, разработанных Сбербанком и ОАО "Альфа-Банком", включены специальные разделы: система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью банка, политика раскрытия информации, взаимоотношения с кли­ентами банка.

    В кодексе корпоративной этики ОАО "Альфа-Банка" вы­делен раздел "Предпринимательская деятельность сотрудни­ков Банка и их аффилированных лиц", в котором подробно изложены правила ведения предпринимательской деятель­ности. Так, сотрудник банка, осуществляющий эту деятель­ность, должен быть уверен, что она не наносит ущерба де­ловой репутации, иным нематериальным и материальным интересам банка, дочерних и зависимых структур. Отдельно выделены статьи о сделках с заинтересованностью, конф­ликте интересов, уведомительных и разрешительных про­цедурах.

    Если при поступлении на работу сотруднику предлагают ознакомиться с корпоративными стандартами, ему будет легче адаптироваться и занять определенную позицию. Если эти­ческие нормы нового работника не вступают в противоречие с этическими правилами корпорации, то впоследствии сфор­мируется лояльность этого сотрудника, т. е. преданность по отношению к фирме. Если же специалист не лоялен, не при­вержен ценностям корпорации, то в дальнейшем он, скорее всего, уволится или будет уволен.

    Рассмотрим структуру отдельных кодексов корпоратив­ного управления.

    Практически все они начинаются с определения миссии компании. Вот как сформулирована миссия Сберегательного банка РФ: "Обеспечение потребности каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного на всей территории России в банковских услугах высокого качества и надежности, обеспечение устойчивого функционирования российской банковской системы, сбережение вкладов насе­ления и их инвестирование в реальный сектор экономики".

    Далее, как правило, перечисляются корпоративные цен­ности. К ним относятся, например, преданность делу, ува­жение ценности и достоинства личности, надежность, от­ветственность, профессионализм, высокая репутация, лидер­ство на рынке, доверие клиентов, партнеров, взаимное доверие сотрудников и т. п.

    Не остаются без внимания взаимоотношения с обществом. В кодексе ЗАО "Метатр" так определяется характер этих отношений: "Наша цель — быть достойным членом общества. Нашим величайшим вкладом в развитие общества являются наши успехи, благодаря которым мы можем предоставлять все более и более профессиональные услуги, отвечающие самым высоким требованиям к экологическим показателям и качеству, а также стабильная занятость и создание новых рабочих мест. Наши постоянно растущие экономические по­казатели позволяют государству собирать все большие нало­ги, а это, в свою очередь, способствует усилению государ­ства и улучшению благосостояния всего общества.

    Мы оказываем посильную помощь тем, кто в ней нужда­ется: бывшим и ныне работающим сотрудникам Компании, студентам и школьникам, ветеранам".

    Большое внимание уделяется взаимоотношениям с сотруд­никами фирмы. Например, ОАО "ФСК ЕЭС" отмечает, что "нормы служебного поведения между работниками Компа­нии строятся на основе взаимного доверия, корпоративной солидарности, честного, справедливого и доброжелательно­го отношения друг к другу".

    В кодексе ЗАО "Метатр" указано, что цель — не только вовлечь в общее дело каждого сотрудника, но и дать воз­можность разделить успех от удачно проделанной работы. Компания стремится создать такие условия, которые побуж­дали бы всех сотрудников раскрывать свои способности и та­ланты, обеспечивать справедливое вознаграждение, хорошие условия труда и возможности для индивидуального профес­сионального роста, которые ограничиваются лишь личными способностями и желанием.

    ОАО "Альфа-Банк" специально оговаривает взаимоотно­шения с конкурентами: "Взаимоотношения с конкурентами Банка строятся на принципах честности и взаимного уваже­ния. В случае возникновения разногласий и споров в конку­рентной борьбе приоритет отдается переговорам и поиску компромисса".

    Так как именно люди, сотрудники компании, начиная от простого работника и заканчивая президентом, продвигают компанию по пути к ее цели, особое внимание уделяется персоналу компании. В кодексах раскрываются требования к деловым, волевым и моральным качествам сотрудников, а также требования к профессиональным навыкам персонала.

    Например, к необходимым деловым качествам относят устремленность, самостоятельность и ответственность, точ­ность, умение управлять эмоциями; к волевым — уверен­ность, решительность, настойчивость; к моральным — взаи­моуважение, терпимость, честность, командность, самокри­тичность, преобладание интересов коллектива над личными. Среди важных профессиональных навыков выделяют продук­тивность работы, умение принимать и осуществлять реше­ния, профессиональную грамотность, умелое делегирование полномочий, умение ставить задачи и контролировать их выполнение и т. п.

    Среди основ корпоративного стиля особо выделяются тре­бования к внешнему виду работников.

    Учитывая, что сотрудники — главное конкурентное пре­имущество в деятельности любой фирмы, большинство рас­смотренных кодексов декларирует свое положительное от­ношение к обучению персонала, заинтересованность в повы­шении его квалификации. Так, Сбербанк России "стремится создавать условия, позволяющие каждому сотруднику раз­вивать и применять свои творческие способности, повышать уровень профессиональной подготовки".

    В кодексах некоторых фирм выделяется специальный раз­дел "Отношение к здоровью персонала". Среди различных правил особое внимание уделяется отношению фирмы к вред­ным привычкам. Так, в ЗАО "Метатр" не одобряются вред­ные привычки сотрудников, такие как курение, злоупотреб­ление алкоголем и наркотиками. Вместе с тем при планиро­вании рабочих помещений предусматривается специальное место для курения, что позволяет не причинять вреда здо­ровью некурящих сотрудников.

    К сожалению, ценность кодекса поведения часто снижает­ся из-за того, что он плохо составлен и не введен должным образом в жизнь организации. Чтобы кодекс был эффектив­ным, требуется дополнять его целым спектром мер по улуч­шению этического климата в компании, включая отбор пер­сонала, обучение новичков, создание системы тренингов, ком­пенсаций, вознаграждений и дисциплинарных взысканий.

    Для того чтобы разработанный и принятый на предприя­тии кодекс поведения (корпоративного управления) работал, в нем должна быть оговорена ответственность за соблюдение положений кодекса. Так, в кодекс корпоративной этики ОАО "Альфа-Банк" включены следующие положения: сотрудник банка несет ответственность за неукоснительное исполнение положений кодекса. За нарушение сотрудник несет ответ­ственность соразмерно совершенному нарушению. Наруше­ние положений кодекса может рассматриваться как действие, несовместимое со статусом сотрудника банка, и служить основанием для наложения дисциплинарных взысканий вплоть до отстранения от работы.

    Несоблюдение кодекса в ЗАО "Метатр" влечет за собой общественное порицание со стороны коллектива компании, а в случае серьезных систематических нарушений (при не­противоречии Кодексу о труде) — дисциплинарные наказа­ния и даже увольнение.

    Большинство компаний наказывают своих сотрудников за следующие нарушения: предложение взятки или согласие ее принять, принятие дорогих подарков, личное поведение, наносящее вред репутации компании, неуступчивость в кон­фликте интересов и, напротив, различного рода "уступки", неэтичное поведение.

    В заключение хотелось бы отметить, что любая органи­зация имеет корпоративную культуру. Даже если стандарты не прописаны в своде корпоративных правил, каждая орга­низация имеет неписаные правила, приемы поведения, стан­дарты. Само отсутствие всяких правил и стандартов — это тоже своеобразное правило.

    © StrategPlann 2009