Этика деловых отношений предполагает обмен подарками между деловыми людьми, представителями фирм, иностранными деловыми партнерами. Дарение в этике рассматривается не как показатель щедрости, а как свидетельство доброжелательности, расположения к деловому партнеру. Поэтому главным принципом дарения является принцип взаимности, исключающий как слишком дорогие, так и дешевые подарки. Большинство людей чувствуют себя обязанными "отдариться" вещью равной ценности.
По бизнес-этикету подарки могут делать:
- сотрудник - сотруднику;
- коллеги - сотруднику;
- сотрудники - шефу;
- руководитель - секретарю;
- фирма - сотрудникам;
- фирма - фирме.
В цивилизованных странах безвозмездная передача любых ценностей, как со стороны коммерческих структур, так и со стороны государства, строго регламентирована. В России культура дарения в деловых кругах также развивается, но пока без участия власти. В результате, по мнению экспертов, с юридической точки зрения "подарок" остается расплывчатым понятием и при желании может быть определен как "взятка".
Считается хорошим тоном, когда организация имеет сувениры с фирменной символикой. Многие солидные организации создают у себя специальный подарочный фонд, который постоянно пополняется. Это помогает и при неожиданном визите.
Нужно различать понятия подарок и сувенир. - это то, что дарят, а цель сувенира (souvenir в пер. с франц. - напоминать) - напоминать о какой-либо встрече или событии. К сувенирам относятся, например, книги, записные книжки, органайзеры, бумажник, кошелек, ежедневник, календари, авторучки, брелоки и другие мелкие предметы.
Для того чтобы в будущем напоминать о принадлежности фирме, корпорации, учреждению, корпоративный подарок и тем более сувенир должны обладать наглядными фирменными свойствами (например, логотипом фирмы).
Чтобы сделать подарок, надо иметь законное и очевидное для всех основание, а также находиться с тем лицом, которому вы его дарите в хороших отношениях. Есть много конкретных предлогов и поводов для подарков вашим коллегам, клиентам, покупателям и другим нужным лицам.
Подарки можно делать при поздравлении с рождением ребенка, вступлением в брак, повышением оклада или должности, получением награды или премии; в связи с открытием новой фирмы, присуждением ученой степени, крупным достижением в какой-то сфере (например, продажей миллионного экземпляра товара - автомобиля или книги, а также первой картины), выступлением по телевидению, публикацией в газете или журнале, получением нового места работы, а также по случаю ухода на пенсию, юбилеев, круглых дат в трудовой деятельности.
По деловому этикету можно делать подарки и в знак благодарности за сверхурочную работу в неудобное для человека время, за выполнение срочной работы по заданию, за приглашение на деловой завтрак, обед, ужин и другие подобные мероприятия.
Приняты также подарки фирме в честь ее юбилея.
Выбор подарка - дело серьезное. Многое при этом ставится на карту. Подарки клиентам надо выбирать тщательно, со вкусом, они должны свидетельствовать о престиже фирмы, быть связанными с продукцией фирмы или организации, ее услугами или областью деятельности. По подарку будут судить о фирме, о вас, вашем вкусе, респектабельности, значительности. Поэтому, конечно, надо хорошо понимать, когда можно ограничиться целлофановым пакетом с логотипом, а когда преподнести что-то более значительное.
Подарки фирме должны быть снабжены дарственной надписью (либо гравировка, либо прикрепление специальной таблички к подарку). Надпись на подарках указывает, когда, кем и по какому случаю преподнесен данный подарок.
В любой фирме в кабинете первого лица (или в специально выделенном помещении) есть выставочные ряды, куда помещаются презенты. Следовательно, такие подарки должны быть солидными и престижными, а не утилитарными.
Не стоит посылать подарок тому, с кем вы ведете переговоры о сделке: это может быть расценено как попытка повлиять на ее результаты.
Большой проблемой с точки зрения этикета является подарок начальству. Во многих странах не принято дарить начальнику индивидуальный подарок, это рассматривается как заискивание. Подарок руководителю должен быть коллективным. Лишь секретарю разрешается индивидуальный подарок начальнику, причем стоимость подарка не должна выходить за пределы допустимого приличиями интервала цен и чтобы это был подарок от души.
Если вы дарите книгу, подписывать ее нельзя, ведь подписывать книгу имеет право только автор. Поэтому вы можете вложить в книгу свою визитную карточку или представительскую карточку фирмы.
Подарки не должны быть двусмысленными. Приведу примеры. Одна из моих студенток, работавшая во французском супермакете "Ашан" (Москва), после конфликта с менеджером была уволена. На прощание она подарила ему набор игрушечных солдатиков под названием "Бородинская битва".
В Санкт-Петербурге сотрудники одной из фирм в качестве подарка фирме подарили представителям шведской делегации копию скульптуры Самсона, раздирающего пасть льва, из Петродворца. Видимо сотрудник, приобретавший подарок, не знал его символики. Самсон - это Петр Первый, лев - это шведы; Самсон раздирает пасть льва в знак победы России над шведами. Реакция шведов была неожиданной для дарителей. Все объяснялось просто: шведы во время культурной программы были на экскурсии в Петродворце, где экскурсовод рассказал им про символику скульптуры.
Цветы не являются обязательным дополнением к подарку для женщины. Очень часто они могут выступать в роли самостоятельного подарка. В торжественных случаях одних цветов, конечно, будет не достаточно. Предпочтительнее в этом случае более изысканные цветы, причем в ряде случаев уместнее подарить одну розу, чем охапку тюльпанов или пять георгинов. Кстати, дарят только нечетное количество цветков. При преподнесении цветов постарайтесь не быть неправильно понятыми: красные розы всегда означали страстную любовь и дарились любимой женщине. Следует быть внимательным при преподнесении цветов иностранным деловым партнерам. Так, например, французы воспримут гвоздики и хризантемы как символ несчастья. Житель Люксембурга вообще посчитает, что ему дарят мусор.
Цветы в горшке (как будущее украшение дома или офиса) можно преподносить очень близким друзьям, родным или коллегам по работе.
Подарок должен быть безупречно упакован, даже если это недорогая вещица. Будьте внимательны к упаковке, поскольку именно она создает у человека первое впечатление о подарке. Некрасивая упаковка может свести на нет ваши усилия.
Независимо от того, получили вы скромный букет или ценный подарок, необходимо обязательно поблагодарить, обязательно тут же вскрыть упаковку и выразить свое восхищение, иначе дарящий может расценить ваше безразличие как неуважение к нему. Все продукты, полученные вами в подарок, обязательно выставляйте на стол (и конфеты, и торты, и спиртные напитки).
Однако в деловых контактах в отличие от бытовой ситуации подарки разворачивать не обязательно, а иногда и не нужно. Например, на юбилей президента банка все подразделения, крупные клиенты, деловые партнеры, как правило, делают подарки. При этом даже образуется очередь из дарителей, иногда на несколько дней. В такой ситуации просто нет времени на то, чтобы разворачивать подарки. Это делают потом секретари. В связи с этим хотелось бы напомнить, что подарок не должен быть анонимным. То есть в подарок должна быть вложена визитная карточка дарителя (конкретного человека или фирмы). Иначе как юбиляр узнает, от кого подарок?
Не принято распаковывать подарки в Японии.
Важно помнить о том, что было подарено ранее, так как серьезным нарушением этикета считается повторение подарка (кроме спиртных напитков).
Со спиртными напитками надо быть осторожными. Прежде всего, вам следует выяснить, пьет ли вообще то лицо, которому вы преподносите спиртное, и что пьет. Надо не просто дарить то, что он пьет; ваш напиток должен обязательно относиться к числу его любимых. Если дарите спиртные напитки, то они обязательно должны быть в упаковке.
Преподнося подарок, следует учитывать вес и размер подарка, т. е. возможность его транспортировки. Так, например, во время участия в конференции в Пензе руководителю московской делегации принимающая сторона подарила картину местного художника очень большого размера. Хорошо, что делегация была на автомобиле "Волга" и картина уместилась в багажнике. Или преподавателю на экзамене в учебном центре одной из организаций группа преподнесла корзину роз. Никто из слушателей не подумал, будет ли ему удобно перемещаться с этой корзиной в общественном транспорте. Поэтому хотелось бы напомнить, что подарок, особенно деловой, не показатель щедрости, а знак внимания.
Как следует относиться к денежным подаркам? Руководитель организации, коллеги по работе могут вручать деньги юбиляру, новоселу, молодоженам. Деньги вручаются в конверте вместе с поздравительной открыткой.
Когда подарок принять нельзя? Когда он слишком дорогой, если это предметы личного характера, или получение подарков запрещено политикой фирмы. Также не рекомендуется дарить подарки для того, чтобы загладить ссору. Нужно сначала помириться, а затем можно сделать подарок.