Говорят, что лицо - "зеркало души". Это верно, но также верно и то, что лицо - это "зеркало отношения" человека к человеку. Если человек нам приветливо улыбается, мы автоматически делаем вывод - друг, и в глубине души возникает ответное чувство симпатии. Поэтому пользуйтесь этим приемом, всегда встречайте и провожайте людей доброй улыбкой, приветливым выражением лица, что неизменно будет увеличивать ваш вклад в копилку положительных чувств к вам с их стороны.
При использовании этого приема также могут возникнуть трудности. Многие не умеют произвольно вызывать на собственном лице улыбку. Этому надо учиться. Каждый раз, когда у вас возникает необходимость взглянуть в зеркало, попробуйте улыбнуться себе. Это не только окажет содействие в отработке полезного навыка, но одновременно поднимет и ваш жизненный тонус. В психогигиене этот прием так и называется "Улыбка".
Вместе тем у нас в России специфическое отношение к улыбке. Так, например, известен случай, когда продавщица одного из воронежских магазинов попала в психиатрическую лечебницу из-за того, что ей все время улыбался директор. "Наверное у меня недостача", - постоянно терзалась продавщица и повредилась рассудком.
В западных культурах улыбка - это вид приветствия незнакомым людям, обязательное условие вежливого человеческого общения и попытка обеспечить безопасность в незнакомом месте с незнакомыми людьми. В России улыбка может вызвать совершенно противоположную реакцию.
Если девизом американского стиля жизни можно считать "Держи улыбку", то в России - "А чего улыбаться то?" Мы долгое время считали их улыбки лицемерными, они нас - угрюмыми и злыми. С тех пор многое изменилось.
Одно из первых, чему сегодня учат молодых российских менеджеров на деловых тренингах, - умение улыбаться.
Улыбаясь, человек посылает сигнал, что готов общаться. Держать улыбку - значит делать вклад в общую коммуникацию, в поддержку того человека, с которым общаешься. Русская улыбка по определению предназначена людям знакомым, поэтому учить улыбаться русского человека в деловой сфере довольно трудно, но нужно.
Интересно, что улыбчивость американцев - это своего рода ненавешивание своих проблем на собеседника. Мы же улыбаемся меньше по причине своей открытости. Наша серьезность - это привычка не скрывать своих чувств и настроения.
"Русская улыбка более искренняя и дорогого стоит, а американская - обыкновенная дань вежливости. С другой стороны, стыдно перед иностранцами за то, что с утра по офису все мрачные ходят. Обыкновенной вежливости хотелось бы", - пишет заместитель директора по международным коммуникациям концерна "Кроет" Аэлита Смолянченко.
Из-за грубости и равнодушия низшего и среднего персонала страдают не только потребители, но и компании, которые терпят убытки. Поэтому менеджеру следует первому показывать подчиненным пример улыбчивости. Если вы будете ходить по офису с улыбающимся лицом, возможно подчиненные подумают, что вы довольны их работой.