Особое внимание уделяется именно анализу ценовой политики конкурентов. Анализ ценовой политики необходим для выработки собственной ценовой политики и для позиционирования цены изделий относительно цен конкурентов. Нужен он и для того, чтобы перенять опыт конкурентов.
Рассматриваются случаи ценовых потерь конкурентов и пути и способы выхода из таких ситуаций. Анализ позволяет выявить благоприятные и неблагоприятные факторы для ценообразования у конкурентов. Он дает возможность предугадывать корректировки ценовой политики конкурентов в будущем и подготовиться к ним; позволяет предприятию целенаправленно вести собственную политику таким образом, чтобы максимально осложнить деятельность конкурентов на рынке; обеспечивает в дальнейшем проведение более целенаправленной рекламной политики. Прежде всего, определяются положение конкурента на конкретном рынке продукции, основные цели конкурентов в ценообразовании и на рынке, их ценовая стратегия. Знание такой стратегии позволяет глубже изучить сильные и слабые стороны конкурентов. Существует достаточно большое количество легальных форм проникновения в среду конкурентов. Например, приобретение акций конкурентов и на этой основе получение необходимой информации, посещение собраний акционеров и пр. При этом конкурент не имеет право препятствовать таким действиям, поскольку права гарантированы Законом "Об акционерных обществах". Конкурент может лишь на законных основаниях ограничивать участие нежелательных акционеров в управлении обществом. Анализ ценовой политики конкурентов следует проводить всегда, независимо от положения предприятия на рынке.