Система финансово-инновационных взаимоотношений между продавцом лицензии на технологию или товарный знак фирмы-лидера (франчайзером) и их покупателем (франчайзи, или франчайзиатом), предполагающая заключение соответствующего контракта (франшизы) и соблюдение франшизы требований франчайзера в части стандартов деятельности, называется франчайзингом. Отношения между этими лицами обычно носят долгосрочный характер.
Вкладом франчайзера в совместный проект становятся торговая марка, ноу-хау, бизнес-концепция, бизнес-технология и другое, т.е. продукты его прошлой деятельности. Вклад франчайзи -текущая деятельность по реализации проекта и организации бизнеса. Франчайзинг может быть финансовым, торговым, производственным, рекламным и др. Обычно он применяется в сфере производства, а также в сферах обращения и услуг. В России франчайзинг еще недостаточно распространен. Использование франчайзинга хоть и не представляет собой собственно финансирования покупателя лицензии (знака), но позволяет ему, во-первых, осуществлять инновационные вложения средств, во-вторых, экономить на них. В то же время у франчайзинга имеются и свои недостатки: зависимое положение франчайзи и его бизнеса от ведения дел франчайзером, зависимость доходов франчайзера от эффективности деятельности и деловой порядочности франчайзи и пр.