Инфляция, ее сущность и виды

    Термин «инфляция» буквально означает «вздутие». Современ­ной инфляции присущ ряд отличительных особенностей:

    • если раньше инфляция носила искомый характер, то сей­час — повсеместный и всеохватывающий;
    • если раньше она играла периодическую роль, то сейчас — хроническую;
    • слагается под воздействием и денежных, и не денежных факторов.

    Различают два типа инфляции:

    • инфляция спроса;
    • инфляция предложения.

    Первая характеризуется тем, что в обращении возникает из­быток денег по отношению к количеству товаров и услуг, в силу чего происходит рост цен. Вторая означает рост цен, который об­условливается увеличением издержек производства. Причиной их роста может быть увеличение цен на сырье, повышение зара­ботной платы под воздействием сил профсоюза, государственная политика и др.

    Выделяют:

    • ожидаемую инфляцию, которая вызывается политикой и экономикой нестабильности, потерей доверия населения к власти, в результате начинается закупка товаров впрок, что значительно увеличивает на них спрос и вводит дисбаланс между товарами и денежной массой;
    • открытую, проявляющуюся в условиях, когда цены не регу­лируются сверху, а формируются под влиянием рыночных фак­торов; регулятором цен служит соотношение спроса и предло­жения на основных рынках; эту инфляцию характеризует постоянный рост цен;
    • подавленную, возникающую в условиях жесткого регули­рования цен и доходов; она проявляется не в росте цен, а в обострении товарного дефицита; ее трудно «лечить». Таким образом, инфляция представляет собой обесценениеденежных знаков, которое в последние годы проявляется в двух основных формах: росте цен на товары и услуги, падении валют­ного курса денежной единицы.

    В международной практике в зависимости от уровня роста цен на товары общепринято деление инфляции на три основных ви­да: ползучую, галопирующую, гиперинфляцию.

    При ползучей инфляции среднегодовое повышение цен не превышает 3—5%.

    Она не сопровождается кризисными потрясениями и стала привычным явлением рыночной экономики.

    Галопирующая в отличие от ползучей становится трудно упра­вляемой. Среднегодовой рост цен 10—50% и выше.

    Наиболее опасной и разрушительной является гиперинфля­ция. Среднегодовой рост цен превышает 100%. А иногда выража­ется и четырехзначными числами. Ее опасность в том, что она становится неуправляемой. Она может возникать как следствие продолжительных войн и серьезных социально-политических потрясений. Для определения уровня инфляции используют по­казатель индекса цен.

    Индекс потребительских цен измеряет стоимость «корзи­ны» — набора потребительских товаров, который в разных странах может отличаться друг от друга. Этот индекс определя­ется по формуле:

    = Стоимость потребительской корзины в базисный период / /Стоимость потребительской корзины в отчетный период.

    Темп инфляции рассчитывают по формуле:

    Р = (Qc –Qp) / Qp *100%

    где P — темп инфляции;

    — индекс потребительских цен прошлого периода; Qc — индекс потребительских цен текущего года.

    Методы стабилизации инфляции

    Важнейшими формами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и конкретная денежная реформа. В каждой стране обязательно проводят антиинфля­ционную политику, используя при этом прямые и косвенные ме­тоды.

    Прямые методы включают, во-первых, прямое регулирование государством финансовых процессов и воздействие на количе­ство денежной массы, во-вторых, государственное регулирование цен на товары и услуги, в-третьих, совместное с профсоюзами го­сударственное регулирование зарплаты, в-четвертых, государ­ственное воздействие на процессы внешнеэкономических отно­шений, что затрагивает внешнюю торговлю, ввоз и вывоз капитала, воздействие на валютный курс национальной валюты.

    Косвенные методы связаны с регулированием денежной мас­сы на основе деятельности центральных и коммерческих банков страны: регулирование ЦБ учетной ставки КБ, воздействие на процессы рефинансирования последних, определение ЦБ обяза­тельных резервов КБ, операции ЦБ на валютном и открытом рынке ценных бумаг.

    © StrategPlann 2009