Государственный долг, содержание и основные формы

    Под государственным долгом или займом понимают долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, ино­странными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

    Государственный долг полностью и без условий обеспечива­ется всем находящимся в федеральной собственности имуще­ством, составляющим государственную казну.

     

    Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты происхождения долга его делят на внутренний и внешний. Под внутренним государственным долгом понимают обязательства, выраженные в валюте РФ, а под внешним — в иностранной ва­люте.

    Российские долговые обязательства могут существовать в сле­дующих формах:

    1) кредитного соглашения или договоров, заключенных от ли­ца РФ в пользу указанных кредиторов;

    2)  государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

    3)  договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.

    Кредитные соглашения и договоры в системе государственно­го кредита заключаются прежде всего с кредитными организа­циями различного рода, как правило, коммерческими банками. К их услугам чаще прибегают субъекты федерации и муници­пальные образования.

    Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись ЦБ РФ, который в качестве кредитных ресурсов использовал соб­ственные средства, резервные фонды банков, а также вклады на­селения в учреждениях Сбербанка РФ. В то же время согласно новому Закону о ЦБ РФ он теперь не вправе предоставлять кре­диты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Государственные ценные бумаги — это обязательства, выпу­щенные от имени государства или гарантированные им. В эконо­мически развитых странах они являются основным источником формирования государственного долга.

    Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, каз­начейские ноты и др. Наиболее распространены облигации.

    Казначейские ноты — среднесрочные рыночные ценные бу­маги.

    Они выпускаются Минфином или специальными государ­ственными финансовыми органами.

    Государственные ценные бумаги — это важнейший финансо­вый инструмент рыночной экономики. Их роль принципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально они исполь­зовались для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрез­вычайными расходами.

    Постепенно их выпуск стал приобретать экономическую на­правленность. И они начинают играть существенную роль в госу­дарственном регулировании национальной экономики и денеж­ного обращения.

    Они есть наиболее цивилизованный рыночный способ фор­мирования государственного долга.

    Посредством государственных ценных бумаг проводится кре­дитно-денежная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы. С помощью операций на рынке цен­ных бумаг ЦБ регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы в коммерческих банках, ЦБ вы­купает у них государственные ценные бумаги, и наоборот: при из­лишней денежной массе и возрастании остатков на счетах ЦБ «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, чтобы «связать» излишнюю денежную массу.

    Государственные ценные бумаги во многом определяют со­стояние рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов, поэтому их еще рассматривают в качестве барометров изменений в эконо­мической жизни страны.

    Государственные гарантии и поручительства выступают осо­бой формой заимствований по обеспечению исполнения обяза­тельств третьими лицами.

    Под государственной или муниципальной гарантией призна­ется способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых РФ и ее субъекты или муниципальные образова­ния, выступая гарантом, дают письменное обязательство отвечать за исполнение лицом (получателем гарантии) своих обязательств перед третьими лицами полностью или частично.

    Гарант в этом случае несет субсидиарную ответственность до­полнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству, а обязательство его перед третьим лицом огра­ничивается лишь суммой, на которую выдана гарантия.

    Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав государственного долга соответствующего уровня как вид долго­вого обязательства. В зависимости от валюты, в которой предо­ставляются гарантии, они включаются в состав внутреннего или внешнего долга.

    Государственные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе после проверки финансового состояния по­лучателя.

    Специфика этой формы финансовых отношений заключается в том, что предоставленные гарантии ведут к росту потенциаль­ного или скрытого долга.

    © StrategPlann 2009