Неформальные коллективы (группы)

    В формальной организации, несмотря на весьма детальную регламентацию ее деятельности, не все средства функционирова­ния четко определены и далеко не все стороны функционирования формализованы. Инструкции не охватывают, да и не могут охва­тить всего, что происходит в организациях. Более того, попытки абсолютно все регламентировать зачастую приводят к снижению эффективности их работы. Причина состоит в том, что основным элементом всякой современной организации являются люди, в свя­зи с чем целесообразно рассматривать ее одновременно и как не­формальное образование. Организация при таком подходе рас­сматривается как коллектив сотрудников, основным элементом которого выступают социальные группы: демографические, воз­растные, национальные, профессионально квалификационные и другие, среди которых выделяются так называемые социально- психологические группы, регулирующие непроизводственные свя­зи людей.

    Таким образом, неформальные коллективы - это спон­танно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регу­лярное взаимодействие для достижения определенных целей. Эти цели являются причиной существования неформальных органи­заций. Причем в крупной организации существует не одна, а не­сколько неформальных организаций.

    У неформальных организаций много общего с формальны­ми, в которые они оказываются как бы вписанными. Они в неко­тором роде организованы так же, как и формальные организации, т. е. имеют иерархию и лидеров, обладающих влиянием на лю­дей, авторитетом.

    Лидеры неформальных организаций (далеко не всегда ими являются формальные руководители) добиваются власти и при­меняют средства воздействия к членам группы так же, как и ли­деры формальных организаций. Различие заключается в том, что лидеры формальных организаций имеют поддержку в виде деле­гированных им полномочий и действуют в рамках отведенной им конкретной функциональной области. Опорой неформальных лидеров является признание их группами. В своих действиях они делают ставку на людей и их взаимоотношения. Неформальный лидер выполняет две основные функции: помощь группе в дос­тижении целей и поддержку ее существования, социальное взаи­модействие. Иногда эти функции выполняют разные люди - два лидера.

    В неформальных организациях также имеются правила или нормы поведения, но неписаные. Они подкрепляются системой поощрений и санкций. Однако если формальная организация, ее структура и тип строятся руководством сознательно, по заранее продуманному плану, то структура и тип неформальной органи­зации возникают в результате социального взаимодействия.

    Процесс формирования коллектива весьма длительный. Специалисты выделяют обычно 5 стадий формирования нефор­мальных коллективов:

    • на первой люди объединяются неосознанно, стихийно реагируя на какие-либо события аварийного характера;
    • на второй стадии бывают обычно более осознанные эмоции;
    • на третьей стадии коллектив уже организованно сплачи­вается, чтобы совместно бороться с какой-то внешней постоян­ной опасностью;
    • на четвертой стадии объединяющим людей фактором выступает уже нечто позитивное, например утвердиться в конку­рентной борьбе, принадлежать к престижному клубу и т. д.
    • на пятой стадии люди объединяются для решения круп­ных долгосрочных целей, решить которые можно только коллек­тивно.

    Таким образом, уровень сплоченности коллектива зависит от стадии его развития, зрелости.

    Существует несколько причин вступления людей в нефор­мальные организации (группы):

    • потребность в чувстве принадлежности к данной орга­низации;
    • помощь, которую получают работники от неформаль­ных организаций и которую они не получают от менеджеров;
    • защита работников, например соблюдение требований условий труда. Причем защитная функция приобретает наиболее важное значение, когда руководителю не доверяют;
    • потребность людей в общении. Люди хотят знать, что вокруг них происходит, однако во многих формальных организа­циях их недостаточно информируют. Более того, руководители подчас намеренно скрывают информацию от своих сотрудников;
    • желание некоторых молодых людей объединяться по престижным интересам и дистанцироваться от остальной части коллектива;
    • взаимные симпатии людей, связи между ними, родст­венные отношения. Они часто присоединяются к неформальным группам для того, чтобы быть ближе к тем, кому симпатизируют.

    Неформальные группы могут создавать проблемы:

    • снижение эффективности деятельности предприятия;
    • распространение ложных слухов и сопротивление про­грессивным переменам;
    • в ряде случаев увод организации в сторону от решения задач;
    • ориентация некоторых организаций не на достижение формальных целей, а на реализацию целей неформальных групп и их лидеров.

    В то же время, если групповые нормы превосходят офици­ально установленные, неформальные организации могут прино­сить пользу:

    • преданность предприятию;
    • высокий дух коллективизма;
    • более высокая производительность труда;
    • поддержание социальной целостности коллектива;
    • снятие социальных напряжений в коллективе;
    • поддержание у работников высокой самооценки и само­уважения;
    • выполнение роли своеобразного буфера между индиви­дом и жесткой формальной организацией, смягчая ее воздействие на людей.

    В результате производственного взаимодействия людей возникают определенные чувства, привычки, ожидания симпатии и антипатии. Причем чем чаще и интенсивнее взаимодействие, тем сильнее взаимные чувства. В результате формируется кол­лектив довольно крепко связанных друг с другом людей. У них возникают нормы совместного поведения, которые аккумулиру­ют прошлый опыт, высоко ценятся людьми и выполняются не­редко с большим прилежанием, чем формальные нормы.

    Чтобы справляться с потенциальными проблемами и ис­пользовать выгоды от неформальных организаций, менеджеры должны признавать их, работать с ними, учитывать их решения, привлекать неформальные организации к принятию решений и пресекать слухи путем оперативного предоставления официаль­ной информации.

    Кроме того, менеджер должен знать статусы и роли членов (кто и какую позицию в группе занимает), личные симпатии и антипатии, силу и конформизм членов групп (кто на кого оказы­вает влияние и кто за кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться).

    На результате деятельности менеджера сказывается соот­ношение формальной и неформальной структур, так как ему при­ходится выполнять много задач и функций, осуществление кото­рых непосредственно зависит от того, каково соответствие фор­мальных установок и тех действий и их результатов, которые в конечном итоге проявляются.

    В нашей стране в ходе проведения эмпирических социоло­гических исследований нередко выдвигалось положение о гармо­нии, единстве формальной и неформальной структур в организа­циях. Сейчас возникает и решается на практике вопрос о налажи­вании отношений между формальной и неформальной структу­рами.

    В последнее время большое признание получает идея обес­печения соответствия формальной и неформальной структур, гар­монизации их взаимодействия. Взаимодействие формальной и неформальной структур не является обязательно случайным от­клонением. Это необходимо принимать в расчет менеджерам, прилагать усилия в целях использования взаимодействия двух структур в интересах дела.

    © StrategPlann 2009