Современный российский менеджмент

    Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной систе­мы. И это вполне естественно. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образо­ваны на основе прежних советских предприятий. Многие ключе­вые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.

    Вместе с тем организации - хозяйствующие субъекты уже несколько лет функционируют в условиях рыночной, хотя пока весьма неэффективной, российской экономики и обрели некото­рые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных от­ношений.

    Существенное влияние на формирование российского ме­неджмента оказали и продолжают оказывать следующие соци­ально-экономические факторы:

    - экономическая и политическая нестабильность в стране;

    - ресурсно-сырьевая направленность экономики;

    - деградация производственного, научно-технического и кадрового потенциала;

    - продолжающийся процесс примитивизации производ­ства;

    - сложная система и высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов;

    - высокий уровень инфляции;

    - высокий уровень безработицы;

    - низкие в целом уровень оплаты труда работников и удельный вес ее в конечной цене произведенного и проданного товара;

    - отсутствие должной зависимости размеров заработной пла­ты многих категорий работников от количества и качества их труда;

    - низкие уровень и продолжительность жизни населения, ухудшающаяся демографическая ситуация;

    - значительная поляризация уровней доходов разных ка­тегорий и групп населения;

    - продолжающийся процесс деинтеллектуализации труда;

    - деградация социальной сферы;

    - низкие уровни демократизации общества и экономки, неразвитость демократических институтов;

    - низкий и продолжающий снижаться индекс развития че­ловеческого потенциала (ИРЧП) в России, включающий уровни образования, смертности, доходов, рождаемости и миграции, а также участие граждан в управлении государством и т. д.;

    - рост преступности и числа правонарушений;

    - низкая экономическая эффективность деятельности мно­гих организаций и российской экономики в целом;

    - низкая платежеспособность многих хозяйствующих субъектов и населения;

    - несовершенная и нестабильная законодательная и нор­мативная база функционирования хозяйствующих субъектов;

    - использование государственными и местными органами моделей и решений, не адекватных сложившимся условиям. В ряде случаев они отображают опыт застойного периода и избы­точную жесткость вертикальных иерархий, административно- бюрократических структур, в других - напротив, характеризуют­ся чрезмерной, неоправданной либерализацией;

    - игнорирование органами власти и управления явного примата горизонтального системо-образования, самоуправления и тем самым менеджмента по горизонтали, недостаточный учет ими современных тенденций в развитии социально-экономических сис­тем, заторможенность признания бифуркационное траекторий развития организаций;

    - низкий профессиональный уровень работников органов государственного управления всех уровней и местного само­управления;

    - недоверие населения к представителям органов государ­ственного управления всех уровней и местного самоуправления;

    - коррумпированность работников органов государствен­ного управления и местного самоуправления;

    - наличие значительных диспропорций в уровнях разви­тия регионов и муниципальных образований;

    - хроническая асимметричность информационного про­странства, деловой информации, что крайне затрудняет формиро­вание сделок на закупку и поставку товаров, повышает хозяйст­венный риск;

    - неразвитость рыночных отношений, инфраструктуры рынка, информационной среды;

    - высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и услуг;

    - низкие качество и конкурентоспособность отечествен­ных товаров и услуг;

    - высокий уровень криминализации экономики, незащи­щенность предпринимателей и населения от криминальных структур.

    Вместе с тем в последние годы наблюдаются и некоторые позитивные тенденции в социально-экономическом развитии России, в частности формирование рыночных отношений при наличии многообразия форм собственности, некоторый рост промышленного производства, становление предприниматель­ского класса, преодоление предпринимателями и населением иж­дивенческих комплексов и т. д.

    Все это, безусловно, повлияло и продолжает влиять на формирование российского менеджмента, основными особенно­стями которого являются:

    - преобладание в организациях вертикальных, формаль­ных связей и отношений, пирамидальных, иерархических органи­зационных структур. Недооценка горизонтальных связей и отно­шений, мягких структур. Слабый учет современных тенденций в развитии организаций и использование новых типов организаций - эдхократических, партисипативных, сетевых, ориентированных на рынок и т. д.;

    - наличие командной системы во многих организациях, руководители которых до сих пор подавляют инициативу подчи­ненных. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте или проходить через процедуру банкротства;

    - ярко выраженный авторитарный стиль руководства и стремление директорского корпуса к технократическому реше­нию хозяйственных задач;

    - стремление менеджмента к контролю за всем своим биз­несом, подчинение сбыта (свой торговый дом), расчетов (карман­ный банк), поставок (вплоть до всех предыдущих переделов и комплектующих производств). Чем полнее вертикальная инте­грация, завершеннее набор сопряженных производств, тем уве­реннее чувствует себя управляющий центральным бизнесом, ведь все контролируется. В последнее время эта тенденция распро­страняется на власть - крупнейшие корпорации активно проводят своих людей в органы власти;

    - нежелание менеджеров высшего звена делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, стремление все делать самим, лично контролировать. Причины этого: недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное - неумение эффективно мотивировать на­емных менеджеров. Вместе с тем исследования показывают, что наилучший способ подобной мотивации - приобщение к делу, наделение долей в бизнесе, менеджерским пакетом акций, а там, где это невозможно, - использование бонусов, выплат процентов от прибыли. Важно также нарисовать перспективу карьерного роста, причем обязательно сопрячь это с курсом повышения ква­лификации, тем более что многие российские менеджеры любят учиться;

    - слабое привлечение менеджерами сотрудников к управ­лению организациями и подразделениями. Это не позволяет в должной мере учитывать знания и опыт работников, которые за­частую лучше менеджеров знают проблемы и видят пути их ре­шения непосредственно в производстве (коммерции);

    - слепое копирование западных методов ведения бизнеса и управления организацией. Вклад западных, прежде всего аме­риканских, теоретиков и практиков в развитие менеджмента бес­спорен. Однако формально переносить их идеи на российскую почву недопустимо. Многое из того, что хорошо в США или Германии, неприемлемо для России. Необходимо использовать только лучшее с учетом особенностей национальной экономики;

    - отсутствие гибкости у высшего менеджмента. Директора многих организаций стремятся действовать по привычке, не уме­ют гибко реагировать на изменения внешних и внутренних фак­торов, влияющих ца положение организаций, а значит, не могут принимать эффективные меры и решения, приспосабливаться к новым условиям;

    - перекладывание ответственности на правительство, при­вычка надеяться на помощь государства, которая сохранилась до сих пор. Многие менеджеры организаций обвиняют в своих не­удачах президента, премьера, кого угодно, только не себя, считая, что государство должно отвечать за их беспомощность и невеже­ство, за неумение приспособиться к новой ситуации. Разумеется, в России организации зависят от правительства, от законов, под­час противоречащих друг другу, и т. п. Тем не менее выживание организаций теперь зависит почти полностью от того, кто и как ими управляет. Если организации управляются знающими, опыт­ными менеджерами, которые эффективно используют все имею­щиеся ресурсы, в том числе трудовые, то организации достигнут стабильности независимо от того, что происходит в стране;

    - слабое знание и учет менеджерами в хозяйственной дея­тельности российских, региональных и местных законодательных и нормативных актов, правовой нигилизм;

    - отсутствие необходимых сложившихся норм деловой этики бизнеса, нарушение предпринимателями элементарных этических правил при осуществлении бизнес-операций, невыпол­нение данных ими обязательств, нарушение договоренностей, желание подчас решить свои проблемы за счет и в ущерб интере­сам другой стороны;

    - отсутствие сформировавшихся правил делового этикета, культуры поведения;

    - эффективность деятельности многих организаций и кон­кретные ее показатели - производительность труда, эффектив­ность использования и экономия тех или иных ресурсов не явля­ются пока объектами управления;

    - отсутствие заинтересованности у многих организаций во внедрении систем управления качеством, недостаточное внима­ние к качеству вырабатываемых товаров и оказываемых услуг;

    - отсутствие у менеджеров всех рангов глубоких знаний о рынке, экономике и о самом менеджменте как о науке управле­ния. Малая часть менеджеров обладает этими знаниями, далеко не все стремятся получить их, чтобы использовать на практике. Большинство из них работает по принципу: главное - любой це­ной заработать как можно больше денег сегодня. Это приводит к появлению огромного количества фирм-однодневок, ничего не дающих для общества, что отрицательно сказывается на построе­нии рыночной экономики;

    - значительная зависимость условий и оплаты труда на­емных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы - "феодализм отноше­ний". Имеет место бесправие наемных работников, их "рабское поведение" и произвол руководства, чиновников. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в малых городах;

    - распространенность в отношениях подчиненных к руко­водителям раболепства, подхалимства, лести и угодничества, а потому необъективной оценки их деятельности и лояльности (там, где следовало бы предъявить к руководителям те или иные требования);

    - неуважение к людям и игнорирование этики управле­ния. Не секрет, что люди, работающие в государственных и частных организациях, считаются руководством "винтиками", которые в любой момент можно выбросить и заменить новы­ми. Работники всех уровней во многих организациях бесправ­ны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из них может быть уволен без объяснения причин и выплаты за­работанных денег. Сделки, а следовательно, и деньги нового работника могут быть присвоены руководством и поделены между ним и основным "костяком" сотрудников и т. д. Обман и хамство стали нормой поведения некоторых руководителей. Особенно это относится к так называемым "пульсирующим" фирмам, специфика которых заключается в постоянном наборе и увольнении через короткий промежуток времени новых со­трудников без оплаты их труда;

    - низкий уровень механизации, автоматизации и компью­теризации управленческих процессов, хотя уровень информати­зации и компьютеризации отечественных организаций в послед­ние годы заметно повысился.

    Вместе с тем имеется ряд факторов, оказывающих непо­средственное положительное влияние на становление российско­го менеджмента:

    - творческий подход российских менеджеров и специали­стов к решению возникающих проблем;

    - отрицание монокультурных моделей менеджмента;

    - ориентация на гармонизацию во взаимоотношениях;

    - общинный, коллективистский образ жизни и деятельно­сти, группизм;

    - стойкость, выносливость, работоспособность и энергич­ность россиян;

    - стремление к новациям, поиску новых путей для дости­жения поставленной цели;

    - способность быстро восстанавливать физические и ду­ховные силы, адаптироваться в условиях быстро и кардинально меняющейся внешней среды;

    - повышение общественной значимости и оценки ме­неджмента, профессионализация его, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации менеджеров;

    - стремление субъектов хозяйствования всех форм собст­венности улучшить свои показатели за счет реформирования сис­тем организации и управления, реализуя прежде всего два вида процессов:

    - реорганизацию;

    - реструктуризацию.

    Несмотря на перечисленные характеристики, российский менеджмент еще находится в стадии формирования и развития.

    © StrategPlann 2009