Регулирование межфирменных отношений

    Неотъемлемым элементом рыночной экономики является конкуренция, которую определяют как состязательность хозяй­ствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффек­тивно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответ­ствующем рынке товаров или услуг.

    Конкуренция является эффективным координатором эко­номической деятельности. Она оказывает положительное влия­ние практически на все стороны деятельности организации, вы­нуждает ее:

    - рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы;

    - повышать экономическую и социальную эффективность ее хозяйственной деятельности;

    - осуществлять концентрацию капитала;

    - развивать инновационные процессы, создавать и произ­водить новую высококачественную продукцию.

    В связи с этим государственным и муниципальным органам следует способствовать созданию конкурентной среды, развитию конкуренции, образованию новых организаций, в том числе ма­лых, созданию конкурирующих структур, особенно в процессе разгосударствления, коммерциализации и приватизации государ­ственной собственности.

    Следует заметить, что в каждом государстве существует своя законодательная система, направленная на развитие конку­ренции и ограничение монополистической деятельности на рын­ках товаров и услуг. В России это Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках".

    В практике хозяйственной деятельности весьма распростра­нены случаи недобросовестной конкуренции, которую можно определить как любые направленные на приобретение преиму­ществ в предпринимательской деятельности действия хозяйст­вующих субъектов, которые противоречат положениям действую­щего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причи­нить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

    Указанным Законом РФ (статья 10) недобросовестная кон­куренция не допускается. При этом приводятся возможные про­явления такой конкуренции, а именно:

    - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующе­му субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

    - введение потребителей в заблуждение относительно ха­рактера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

    - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

    - продажа товара с незаконным использованием результа­тов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализа­ции продукции, выполнения работ, услуг;

    - получение, использование, разглашение научно-техни- ческой, производственной или торговой информации без согла­сия ее владельца.

    Кроме того, мировая практика показывает на следующие проявления недобросовестной конкуренции:

    - картельные соглашения о ценах и условиях их установ­ления;

    - ограничение или установление контроля за производст­вом, сбытом, техническим развитием, капиталовложениями;

    - картели, деятельность которых ограничена строго опре­деленной территорией;

    - дискриминация торговых партнеров;

    - навязывание партнерам дополнительных условий, не связанных по своему характеру с предметом контракта.

    Некоторые хозяйствующие субъекты на том или ином рын­ке товаров (услуг) являются монополиями (монополистами), или, иными словами, занимают на нем доминирующее положе­ние. Термин "монополия" в переводе с греческого означает "единственный продавец". Он появился в США, когда образова­ние фирмы сопровождалось получением от законодательных на­циональных властей или штатов специальных "патентов" - офи­циальных документов, которые давали фирме права и привиле­гии, не доступные другим фирмам. Поэтому указы о создании корпораций назывались "дарованиями монополии".

    Термин "монополия" приобрел широкое толкование в предпринимательской практике. Им обозначается:

    • господствующее (исключительное, доминирующее) по­ложение на рынке одной фирмы, которую часто называют "мо­нополия", "монополист";
    • объединение нескольких фирм, доминирующих на рын­ке, т. е. монополистическое объединение, или олигополия;
    • предоставление государством права одной или не­скольким фирмам на осуществление конкретных видов деятель­ности на рынке, а также оказание им поддержки или предостав­ление налоговых льгот или других преимуществ. В таких случа­ях термин "монополия" приобретает значение исключительной привилегии;
    • фирмы, которые назначают или диктуют рыночную це­ну своим конкурентам, в отличие от фирм, которые ориентиру­ются на свободные рыночные цены.

    Мировая практика выработала формализованный подход к определению монопольного, доминирующего положения органи­зации (организаций) на соответствующем рынке, его критерии. Под монополизацией обычно понимается положение, при кото­ром:

    доля одного производителя составляет 50% и более, двух - 75% и более;

    затруднено проникновение в отрасль новых производите­лей;

    происходит резкое повышение цен на продукцию опреде­ленного производителя (производителей), не соответствующее соотношению на рынке спроса и предложения;

    происходит снижение цен, непропорционально малое по сравнению с результатами научно-технического прогресса и снижением себестоимости;

    норма прибыли определенного производителя, его из­держки значительно превышают сложившийся в отрасли уро­вень.

    Данные критерии конкретизированы в национальном зако­нодательстве государства.

    В России в соответствии с указанным Законом РФ домини­рующим признается положение, когда доля хозяйствующего субъекта на рынке составляет:

    • 65% и более, если он не докажет, что, несмотря на пре­вышение, его положение не является доминирующим;
    • менее 65%, если это установлено антимонопольным ор­ганом исходя из критериев товарного рынка (стабильность доли, доступ на рынок конкурентов и др.).

    При этом положение не может быть признано доминирую­щим, если доля на рынке определенного товара не превышает 35%.

    Доминирующее положение хозяйствующего субъекта (субъектов) дает ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствую­щем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хо­зяйствующим субъектам.

    Такой субъект имеет возможность устанавливать моно­польные цены для компенсации необоснованных затрат, получе­ния дополнительный прибыли за счет снижения качества това­ров. Монопольно низкая цена товара устанавливается на рынке покупателем в целях получения дополнительной прибыли и ком­пенсации необоснованных затрат за счет продавцов, а также про­давцом - на уровне, приносящем убытки от продажи данного то­вара, в результате чего может быть ограничена конкуренция по­средством вытеснения конкурента с рынка.

    При этом отдельные хозяйствующие субъекты, органы управления или должностные лица, используя это монопольное положение, осуществляют монополистическую деятельность, состоящую в недопущении, ограничении или устранении конку­ренции и причиняющую ущерб потребителю.

    Это требует соответствующего государственного регулиро­вания.

    Антимонопольная деятельность государств осуществля­ется по следующим основным направлениям:

    - либерализация рыночных отношений, осуществляемая путем создания такой экономической ситуации на рынке, когда монополизация рынка становится невыгодной. Это достигается в результате отмены или снижения таможенных пошлин и импорт­ных ограничений, улучшения инвестиционного климата для ино­странных инвесторов, содействия диверсификации производства, поддержки малого бизнеса и венчурных фирм, оказания содейст­вия фирмам в разработке и освоении новых технологий, помо­гающих заменять товары фирм-монополистов;

    - разрушение монопольных структур путем проведения жесткого государственного контроля за процессом централиза­ции капитала, применения финансовых санкций (в основном штрафов), расформирования (ликвидации фирм-монополистов).

    Следует заметить, что монополизм не всегда оказывает не­гативное воздействие на рынок, поэтому антимонопольная поли­тика направлена не против монополизма вообще, а против тех фирм-монополистов, которые разрушают рыночные структуры и используют рыночные отношения в своих интересах.

    В западных странах антимонопольное законодательство направлено на предотвращение негативных последствий процес­сов концентрации производства и капитала и образования фирм- монополистов, против проведения фирмами групповой неспра­ведливой деловой практики и т. д.

    К настоящему времени мировая практика накопила весьма богатый опыт государственной антимонопольной деятельности или регулирования так называемой "ограничительной деловой практики (ОДП)" хозяйствующих субъектов.

    Законодательство, относящееся к ОДП, именуется по- разному в разных странах. В США это антитрестовское законода­тельство, в Японии - антимонопольное, в большинстве стран - членах ЕС - борьба с ограничительной практикой, в Германии, Австрии, Швейцарии - картельное законодательство.

    Во всех национальных системах права к ОДП применяется комбинация разных принципов: обычно устанавливается общий принцип, который дополняется другими для некоторых специ­ально выделяемых актов ОДП. К настоящему времени сложились две системы регулирования ОДП:

    - американская, действующая в США, Германии и неко­торых других странах, исходит из принципа запрещения, т. е. формального юридического запрета монополистической практи­ки как таковой, признания горизонтальных и некоторых верти­кальных соглашений незаконными независимо от оценки кон­кретных результатов или эффекта их воздействия на рыночную экономику;

    - европейская, принятая в ЕС, Японии и ряде других стран, в основу которой положен принцип контроля и регулиро­вания. Здесь монополистическая деятельность, проявляющаяся в заключении горизонтальных и вертикальных соглашений, в принципе не исключается, но допускается, пока не нарушает ус­тановленных в законе условий.

    В каждой стране законодательство определяет присущие ей черты ОДП.

    В США антитрестовое законодательство опирается на за­кон Шермана, принятый Конгрессом в 1890 г. Он запрещает лю­бые контракты, объединения и тайные сделки, направленные на ограничение торговли между штатами, на монополизацию тор­говли. Однако, поскольку нередко весьма трудно или даже не­возможно отделить эти действия от нормальных деловых контак­тов, федеральные суды США пришли к убеждению, что объеди­нения или другие попытки установить монополию могут быть запрещены, только если они "неразумны" или представляют уг­розу общественному благополучию. Конгресс США в 1914 г. принял дополнительные законы - Клэйтона и о федеральной тор­говой комиссии как экспертном органе, которому было предпи­сано поддерживать конкуренцию, пресекая несправедливое пове­дение. Закон Клэйтона запрещает любые слияния фирм, которые могут значительно ослабить конкуренцию.

    Антитрестовская политика в 80-е годы была пересмотрена, и в современных условиях для слияния любых видов практически не существует препятствий.

    В Германии основополагающим принципом политики в об­ласти конкуренции является максимальное расширение сферы действия рыночного механизма и сокращение вмешательства го­сударства в экономику. В связи с этим принципом правительство Германии:

    • проводит курс на разгосударствление экономики, привати­зируя предприятия;
    • ослабляет воздействие административного механизма в це­лях стимулирования предпринимательской деятельности;
    • проводит работу по совершенствованию закона о конку­ренции в направлении установления более эффективного контро­ля за концентрацией производства в сфере розничной торговли пищевыми продуктами;
    • следит за обеспечением добросовестной конкуренции в сфере услуг.

    Во Франции законодательство о либерализации цен и кон­куренции предусматривает:

    • ликвидацию государственного контроля над ценами; приватизацию предприятий государственного сектора; ослабление государственного контроля в некоторых отрас­лях экономики;
    • расширение функций государства в сфере контроля за не­добросовестной конкуренцией.

    В законе определен перечень запрещаемых согласованных действий фирм, имеющих антиконкурентную направленность, а именно:

    • ограничение доступа на рынки; фиксирование цен;
    • ограничение или контроль за производством, сбытом и ин­вестициями;
    • распределение рынков и источников поставок; злоупотребление своим доминирующим положением на рынке, отказ от продаж, ценовая дискриминация, навязывание партнерам дополнительных условий.

    В Японии антимонопольное законодательство преследует следующие цели: недопущение монопольного положения на рынке одного из производителей или их узкого круга, предот­вращение несправедливого ограничения деловых операций, за­прещение несправедливой деловой практики.

    Основные положения законодательства касаются следую­щих вопросов:

    • порядок образования компаний - запрещение холдинговых компаний, установление уровня владения акциями других компа­ний, чтобы такое приобретение не ограничивало конкуренцию на рынке;
    • установление контроля за деятельностью фирм, владеющих акциями других компаний;
    • запрещение приобретать одновременно более 10% акций в двух и более конкурирующих компаниях, если это ограничивает конкуренцию;
    • запрещение совмещения должностей в фирме-конкуренте; ограничение повышения цен в отраслях, где доля первых трех производителей превышает 70%;
    • запрещение отраслевым предпринимательским организаци­ям принимать меры, ограничивающие конкуренцию, или лими­тировать число действующих в отраслях фирм и сферу их дея­тельности.

    Законодательство не распространяется на объединения мелких предпринимателей и потребителей.

    В Европейском союзе последовательно проводится единая согласованная политика в области конкуренции. Ее главная цель - обеспечить в рамках ЕС свободную конкуренцию между фирмами путем создания эффективного механизма наднационального кон­троля за ограничительной деловой практикой, гибкого и последо­вательного негосударственного регулирования.

    Основными направлениями единой политики ЕС в области конкуренции являются:

    • поощрение развития малого и среднего бизнеса как наибо­лее распространенной формы предпринимательской деятельно­сти в развитии рыночной конкуренции, стимулировании иннова­ционных процессов, производстве высококонкурентной продук­ции;
    • содействие совместной предпринимательской деятельно­сти, направленной на преодоление межстрановых барьеров и со­действие транснациональному переплетению промышленного, торгового и банковского капитала внутри ЕС;
    • поощрение создания крупных, трансъевропейских компаний, способных противостоять конкуренции американских и японских ТНК;
    • контроль за концентрацией производства, слиянием и по­глощением фирм;
    • выработка антимонопольного законодательства, которое будет способствовать развитию свободной конкуренции на уров­не фирм, свободному движению в рамках ЕС товаров, услуг, ка­питалов, рабочей силы.

    Законодательство ЕС касается следующих видов недобро­совестной конкуренции: картели, злоупотребление господствую­щим положением на рынке, государственное субсидирование производства.

    Законодательство ЕС в отношении конкуренции и картелей оказало существенное воздействие на национальное законода­тельство стран - членов ЕС, способствуя его гармонизации.

    В России антимонопольная деятельность основывается на указанном Законе РФ (статья 5). Он запрещает действия хозяйст­вующего субъекта, занимающего доминирующее положение, ко­торые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Указывает, что такими действия­ми (злоупотреблениями) являются:

    - изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

    - навязывание контрагенту условий договора, не выгод­ных для него или не относящихся к предмету договора (необос­нованные требования передачи финансовых средств, иного иму­щества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

    - включение в договор дискриминирующих условий, ко­торые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

    - согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

    - создание препятствий доступу на рынок (выходу с рын­ка) другим хозяйствующим субъектам;

    - нарушение установленного нормативными актами по­рядка ценообразования;

    - установление монопольно высоких (низких) цен;

    - сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

    - необоснованный отказ от заключения договора с от­дельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

    Законом (статья 6) запрещаются и признаются недействи­тельными достигнутые в любой форме соглашения (согласован­ные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (по­тенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в сово­купности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения направлены на ограничение конкуренции, в том числе на:

    - установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

    - повышение, снижение или поддержание цен на аукцио­нах и торгах;

    - раздел рынка по территориальному принципу, по объе­му продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

    - ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов опреде­ленных товаров или их покупателей (заказчиков);

    - отказ от заключения договоров с определенными про­давцами или покупателями (заказчиками).

    При этом запрещаются и признаются недействительными соглашения хозяйствующих субъектов, один из которых занима­ет доминирующее положение, а другой является его поставщи­ком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

    Кроме того, запрещается объединениям коммерческих ор­ганизаций (союзам или ассоциациям), хозяйственным обществам и товариществам осуществлять координацию предприниматель­ской деятельности коммерческих организаций, которая имеет ли­бо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение указанных требований является основанием для лик­видации в судебном порядке такого объединения, общества или товарищества.

    Мировая практика накопила и значительный опыт государ­ственного контроля за соблюдением антимонопольного зако­нодательства, который осуществляется в разных странах по- разному.

    Так, в США, Японии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Ка­наде вопрос о нарушении законодательства возникает в случае обращения с иском заинтересованных фирм или государственных органов.

    В Скандинавских странах, Австрии, Испании, в ЕС дейст­вует помимо вышеуказанного процедура обязательного оповеще­ния (нотификации) самими сторонами о наличии в заключенных ими соглашениях или контрактах ограничительных условий или, более того, обязательна регистрация таких соглашений в специ­альном реестре соглашений или реестре картелей. Правда, такая обязанность не всегда соблюдается.

    К числу санкций, согласно законодательству об ОДП, отно­сятся:

    • запрещение осуществления определенных форм ограничи­тельной практики;
    • предписание или рекомендация о мерах по восстановлению свободной конкуренции (по повышению цен, предоставлению лицензий);
    • признание заключенного соглашения или контракта купли- продажи юридически недействительным полностью или частично;
    • возмещение по частному иску причиненных убытков;
    • взыскание штрафа (в США - 1 млн. долл., в Японии - 5 млн. иен и т. д.);
    • уголовные санкции при открытии уголовной процедуры.

    В странах, где предусмотрены судебные процедуры, адми­нистративные органы, установив факт нарушения законодатель­ства, рекомендуют определенные меры, при несоблюдении кото­рых возбуждают дело в суде либо сразу подают судебный иск.

    В России госконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляют Министерство антимонопольной политики и его территориальные органы. Он направлен прежде всего на предотвращение злоупотреблений доминирующим по­ложением коммерческими организациями и ограничение конку­ренции. При этом контроль осуществляется (в соответствии со статьей 17 указанного Закона РФ) за:

    - созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

    - слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

    - ликвидацией и разделением (выделением) государствен­ных и муниципальных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля кото­рого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%.

    Кроме того, предусмотрен госконтроль за соблюдением ан­тимонопольного законодательства при приобретении акций. А именно: лишь с согласия федерального антимонопольного ор­гана на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:

    - приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с пра­вом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей);

    - получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производ­ственных средств или нематериальных активов другого хозяй­ствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематери­альных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;

    - приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

    При этом предварительное согласие на осуществление сде­лок требуется, если балансовая стоимость активов указанных лиц превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Ре­естр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке опре­деленного товара более 35%.

    Сделки, совершенные в нарушение установленного поряд­ка, приводящие к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недей­ствительными в судебном порядке.

    Законом предусматривается и принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций, занимающихся пред­принимательской деятельностью. Так, если такие организации занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принуди­тельном разделении или выделении их из состава одной или не­скольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Решение об этом принимается при наличии совокупности следующих условий:

    - возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

    - отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

    - возможности юридических лиц в результате реорганиза­ции самостоятельно работать на рынке определенного товара.

    Законом предусмотрена ответственность (гражданско-правовая, административная либо уголовная) за нарушение анти­монопольного законодательства.

    Так, коммерческие и некоммерческие организации несут ответственность в виде штрафа за:

    - неисполнение в срок предписания федерального или территориального антимонопольного органа - до 100 минималь­ных размеров оплаты труда за каждый день просрочки исполне­ния предписания, но не более 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

    - неисполнение законных требований федерального или территориального антимонопольного органа - до 8 тысяч мини­мальных размеров оплаты труда;

    - предоставление федеральному или территориальному антимонопольному органу недостоверных сведений - до 1 тыся­чи минимальных размеров оплаты труда;

    - нарушение порядка представления сведений о своих аффилированных лицах при представлении информации на осно­вании ходатайств и уведомлений - до 5 тысяч минимальных раз­меров оплаты труда.

    Практика показывает, что разумно осуществляемое госу­дарственное регулирование межфирменных отношений позволя­ет в значительной мере согласовать интересы населения и хозяй­ствующих субъектов.

    © StrategPlann 2009