Стратегия и Управление.ru
Sep 21

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Понятие и классификация инноваций

Инновация (нововведение) – объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии.

Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.

Совокупность инновационных действий предприятия называется научно-технической политикой предприятия. Научно-техническая политика включает в себя:

1) разработку планов и программ инновационной деятельности;

2) контроль за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

3) изучение проектов создания новых продуктов;

4) проведение единой инновационной политики всеми подразделениями предприятия;

5) обеспечение финансами и материальными ресурсами программ нововведений;

6) обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

7) создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.

Инновация является весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающей весь комплекс отношений исследования, производства, сбыта. Огромное значение в повышении ее эффективности принадлежит менеджменту.

Непрерывный процесс открытия новых знаний и применение их в общественном производстве, т. е. непрерывный процесс внедрения инноваций, называется научно-техническим прогрессом.

Инновации бывают двух основных форм:

1) эволюционная форма, воплощающаяся в насыщении промышленности традиционной, постепенно совершенствующейся техникой;

2) революционная форма, воплощающаяся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.

Инновации по происхождению могут быть собственные и приобретенные. Собственные инновации – это те научные достижения и разработки, которые были от начала и до конца разработаны на данном конкретном предприятии. Приобретенные инновации (внешние) разработаны в других предприятиях, специализирующихся на этом фирмах. Их внедрение и использование в деятельности данного предприятия происходит путем приобретения патентов, лицензий и т. п. Нередко разработка собственных инноваций обходится дороже, чем приобретение их на стороне. Однако они имеют свои плюсы: использование собственных инноваций придает большую конкурентоспособность организации, так как эти инновации в отличие от приобретаемых не становятся длительное время достоянием всего рынка, других предприятий-конкурентов.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру