Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. Возникает понятие менеджер исследовательского типа. Что это такое и в чем его особенность?
Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями в которых она осуществляется. Современные условия управления - потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях - организации, методологии и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа. Их особенность - обостренное внимание исследовательскому подходу к решению всех проблем. разработке управленческих решений. Но в более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа.
а) Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там. где для других все ясно.
б) Умение превентивно, т.е. тогда, когда они еще в зародыше, ставить проблемы.
в) Системное и панорамное "восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.
г) Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.
д) Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.
е) Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку.
ж) Способность к имитации функций различных членов коллектива.
з) Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше. чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.
и) Инновационность и беэинерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.
к) Способность привлекать людей к совместной деятельности не прибегая к средствам материального или административного принуждения.
л) Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.
и) Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.
н) Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью.