Как исходный (главный) принцип системного управления, так и все общие, а также общесистемные и специальные принципы предопределяют сочетание в СУ линейного, целевого, функционального и обеспечивающего управления. В соответствии с этим в СУ, как правило, целесообразно наличие следующих взаимосвязанных между собой подсистем управления: общей линейной, целевых, функциональных и обеспечивающих.
В подсистеме общего линейного управления осуществляется вся общая управленческая деятельность руководителей организации, которые имеют право принимать окончательные решения по отношению к своему подчиненному персоналу и за результаты деятельности которых они должны нести ответственность. В этой подсистеме можно выделить четыре уровня управления:
- 0-й - высший предпринимательский организационно-целевой (высшее звено предпринимательского управления, включающие предпринимателей - членов высших органов управления);
- 1-й - высший организационно-целевой исполнительный (высшее исполнительное звено);
- 2-й - координационно-контрольный исполнительный (среднее звено управления);
- 3-й - технико-операционный исполнительный (низовое исполнительное звено управления).
В составе целевых подсистем осуществляется управление по достижению основных целей деятельности организации, которые обеспечивают выполнение миссии организации и ее главной (генеральной) цели. Конкретный состав целевых подсистем во многом зависит от предназначения и целей организации, но в любом случае целесообразно иметь в составе целевых подсистем СУ подсистему УК продукции(услуг).
В функциональных подсистемах управления осуществляется специализированная управленческая деятельность, которая обособилась в результате кооперации и разделения труда. Их состав зависит от выполняемых конкретных функций управления и применительно к производственной организации можно сгруппировать в комплексные функциональные подсистемы (технического руководства, экономического руководства и др.).
Двухмерная структурная функционально-целевая модель системы управления промышленным предприятием:
Целевые подсистемы:
- управление качеством;
- управление выполнением плана производства и поставок продукции;
- регулирование затрат и управление ресурсами;
- управление развитием производства и совершенствованием управления;
- управление социальным развитием коллектива;
- управление охраной окружающей среды.
Комплексные функциональные подсистемы:
- производственного руководства (организация основного, обеспечивающего и обслуживающего производства; оперативное управление производством);
- технического руководства (организация работ по стандартизации; управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания продукции);
- экономического руководства (перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование; организация труда и заработной платы; организация финансовой деятельности; учет и отчетность; экономический анализ);
- руководства внешнехозяйственными связями (материально-техническое снабжение; сбыт продукции);
- руководства капитальным строительством (собственное и подрядное);
- руководства кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива (организация работы с кадрами; организация творческой деятельности трудового коллектива).
Обеспечивающие подсистемы:
- оснащения техническими средствами и оргтехникой;
- делопроизводства;
- организации и ведения нормативного хозяйства;
- информационного обеспечения управления;
- правового обеспечения;
- хозяйственного обслуживания.
Общие функции управления в подсистемах системы управления:
- прогнозирование и планирование;
- организация и координация работ;
- мотивация (активизация и стимулирование);
- выполнение работ;
- регулирование;
- контроль;
- учет;
- анализ.
Состав обеспечивающих подсистем (подсистем обеспечения) определяется необходимостью эффективного обеспечения общего линейного, целевого и функционального управления. Главное, что при этом должны быть созданы условия и обеспечиваться правомочность, обоснованность, достоверность, рациональность, своевременность и действенность всей СУ.
В производственной подсистеме системы организации, например, для промышленного предприятия, с учетом "продуктового" подхода может формироваться и функционировать следующий состав субподсистем:
- основная "продуктовая" заготовительная субподсистема;
- основная "продуктовая" обрабатывающая субподсистема;
- основная "продуктовая" сборочная субподсистема;
- обеспечивающая "продуктовая" энергетическая субподсистема;
- обеспечивающая "продуктовая" ремонтно-техническая (в том числе электроремонтная) субподсистема;
- обеспечивающая "продуктовая" инструментальная субподсистема;
- обеспечивающая "продуктовая" метрологическая субподсистема;
- обеспечивающая "продуктовая" транспортная субподсистема;
- обеспечивающая "продуктовая" складская субподсистема.
Следует отметить, что в 70-80-е годы в СССР на основе исследований и обобщения опыта системного управления в экспериментальном порядке был апробирован комплекс стандартов на управление промышленными предприятиями. В этот комплекс вошли стандарты, регламентирующие построение и функционирование системы управления предприятием и ее подсистем. Состав подсистем СУ, представленный выше, во многом идентичен тем, которые рекомендовались стандартами для использования.
Внедрение СУ на основе стандартизации способствовало некоторому улучшению технико-экономических показателей работы данных предприятий, получению более высокого экономического эффекта их деятельности.
Большинство внедрявших такие СУ предприятий признавали, что:
- упорядочивалась деятельность управленческих работ;
- рационально распределялся состав функций управления среди подразделений;
- исключалось дублирование деятельности в аппарате управления;
- в ряде случаев позитивно изменялась ОСУ;
- повышалась творческая активность и расширялись демократические начала в управлении предприятием;
- повышалась ответственность работников управления и дисциплина труда, улучшалась исполнительность и организация контроля за исполнением решений и требований стандартов.
К основным недостаткам и трудностям при внедрении и функционировании СУ на основе стандартизации относили:
- непонимание многими специалистами необходимости создания таких систем;
- недостаточную активность руководителей предприятий;
- существование "психологического барьера", мешавшего отказаться от традиционно сложившихся форм и методов управления;
- недостаточную управленческую подготовку специалистов и руководителей;
- отсутствие в подавляющем большинстве специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и координации). Только на 28 процентах предприятий от общего количества внедрявших системы эта работа поручалась специализированным подразделениям по вопросам совершенствования управления, а в остальных случаях данными работами занимались подразделения, косвенно относящиеся решению проблем управления;
- сложность существующего административного порядка изменения на предприятии ОСУ;
- отсутствие в административно-командной системе заинтересованности и существенных стимулов у работников в работах по совершенствованию управления.
Главными же недостатками были те, которые присущи централизованной планово-распределительной экономике. В целом же необходимо признать, что основные положения и требования, закрепленные в комплексе государственных стандартов на управление предприятием, явились существенным научным и практическим вкладом в методологию и методику исследования и совершенствования СУ.