Принцип системного управления

    Как исходный (главный) принцип системного управления, так и все общие, а также общесистемные и специальные принципы предопределяют сочетание в СУ линейного, целевого, функционального и обеспечивающего управления. В соответствии с этим в СУ, как правило, целесообразно наличие следующих взаимосвязанных между собой подсистем управления: общей линейной, целевых, функциональных и обеспечивающих.

    В подсистеме общего линейного управления осуществляется вся общая управленческая деятельность руководителей организации, которые имеют право принимать окончательные решения по отношению к своему подчиненному персоналу и за результаты деятельности которых они должны нести ответственность. В этой подсистеме можно выделить четыре уровня управления:

    • 0-й - высший предпринимательский организационно-целевой (высшее звено предпринимательского управления, включающие предпринимателей - членов высших органов управления);
    • 1-й - высший организационно-целевой исполнительный (высшее исполнительное звено);
    • 2-й - координационно-контрольный исполнительный (среднее звено управления);
    • 3-й - технико-операционный исполнительный (низовое исполнительное звено управления).

    В составе целевых подсистем осуществляется управление по достижению основных целей деятельности организации, которые обеспечивают выполнение миссии организации и ее главной (генеральной) цели. Конкретный состав целевых подсистем во многом зависит от предназначения и целей организации, но в любом случае целесообразно иметь в составе целевых подсистем СУ подсистему УК продукции(услуг).

    В функциональных подсистемах управления осуществляется специализированная управленческая деятельность, которая обособилась в результате кооперации и разделения труда. Их состав зависит от выполняемых конкретных функций управления и применительно к производственной организации можно сгруппировать в комплексные функциональные подсистемы (технического руководства, экономического руководства и др.).

    Двухмерная структурная функционально-целевая модель системы управления промышленным предприятием:

    Целевые подсистемы:

    1. управление качеством;
    2. управление выполнением плана производства и поставок продукции;
    3. регулирование затрат и управление ресурсами;
    4. управление развитием производства и совершенствованием управления;
    5. управление социальным развитием коллектива;
    6. управление охраной окружающей среды.

    Комплексные функциональные подсистемы:

    1. производственного руководства (организация основного, обеспечивающего и обслуживающего производства; оперативное управление производством);
    2. технического руководства (организация работ по стандартизации; управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания продукции);
    3. экономического руководства (перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование; организация труда и заработной платы; организация финансовой деятельности; учет и отчетность; экономический анализ);
    4. руководства внешнехозяйственными связями (материально-техническое снабжение; сбыт продукции);
    5. руководства капитальным строительством (собственное и подрядное);
    6. руководства кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива (организация работы с кадрами; организация творческой деятельности трудового коллектива).

    Обеспечивающие подсистемы:

    1. оснащения техническими средствами и оргтехникой;
    2. делопроизводства;
    3. организации и ведения нормативного хозяйства;
    4. информационного обеспечения управления;
    5. правового обеспечения;
    6. хозяйственного обслуживания.

    Общие функции управления в подсистемах системы управления:

    1. прогнозирование и планирование;
    2. организация и координация работ;
    3. мотивация (активизация и стимулирование);
    4. выполнение работ;
    5. регулирование;
    6. контроль;
    7. учет;
    8. анализ.

    Состав обеспечивающих подсистем (подсистем обеспечения) определяется необходимостью эффективного обеспечения общего линейного, целевого и функционального управления. Главное, что при этом должны быть созданы условия и обеспечиваться правомочность, обоснованность, достоверность, рациональность, своевременность и действенность всей СУ.

    В производственной подсистеме системы организации, например, для промышленного предприятия, с учетом "продуктового" подхода может формироваться и функционировать следующий состав субподсистем:

    • основная "продуктовая" заготовительная субподсистема;
    • основная "продуктовая" обрабатывающая субподсистема;
    • основная "продуктовая" сборочная субподсистема;
    • обеспечивающая "продуктовая" энергетическая субподсистема;
    • обеспечивающая "продуктовая" ремонтно-техническая (в том числе электроремонтная) субподсистема;
    • обеспечивающая "продуктовая" инструментальная субподсистема;
    • обеспечивающая "продуктовая" метрологическая субподсистема;
    • обеспечивающая "продуктовая" транспортная субподсистема;
    • обеспечивающая "продуктовая" складская субподсистема.

    Следует отметить, что в 70-80-е годы в СССР на основе исследований и обобщения опыта системного управления в экспериментальном порядке был апробирован комплекс стандартов на управление промышленными предприятиями. В этот комплекс вошли стандарты, регламентирующие построение и функционирование системы управления предприятием и ее подсистем. Состав подсистем СУ, представленный выше, во многом идентичен тем, которые рекомендовались стандартами для использования.

    Внедрение СУ на основе стандартизации способствовало некоторому улучшению технико-экономических показателей работы данных предприятий, получению более высокого экономического эффекта их деятельности.

    Большинство внедрявших такие СУ предприятий признавали, что:

    • упорядочивалась деятельность управленческих работ;
    • рационально распределялся состав функций управления среди подразделений;
    • исключалось дублирование деятельности в аппарате управления;
    • в ряде случаев позитивно изменялась ОСУ;
    • повышалась творческая активность и расширялись демократические начала в управлении предприятием;
    • повышалась ответственность работников управления и дисциплина труда, улучшалась исполнительность и организация контроля за исполнением решений и требований стандартов.

    К основным недостаткам и трудностям при внедрении и функционировании СУ на основе стандартизации относили:

    • непонимание многими специалистами необходимости создания таких систем;
    • недостаточную активность руководителей предприятий;
    • существование "психологического барьера", мешавшего отказаться от традиционно сложившихся форм и методов управления;
    • недостаточную управленческую подготовку специалистов и руководителей;
    • отсутствие в подавляющем большинстве специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и координации). Только на 28 процентах предприятий от общего количества внедрявших системы эта работа поручалась специализированным подразделениям по вопросам совершенствования управления, а в остальных случаях данными работами занимались подразделения, косвенно относящиеся решению проблем управления;
    • сложность существующего административного порядка изменения на предприятии ОСУ;
    • отсутствие в административно-командной системе заинтересованности и существенных стимулов у работников в работах по совершенствованию управления.

    Главными же недостатками были те, которые присущи централизованной планово-распределительной экономике. В целом же необходимо признать, что основные положения и требования, закрепленные в комплексе государственных стандартов на управление предприятием, явились существенным научным и практическим вкладом в методологию и методику исследования и совершенствования СУ.

    © StrategPlann 2009