Анализ полезности и спроса Альфреда Маршалла

    В третьем томе своей работы Маршалл по большей части пи­шет об области, в которой применяется экономическая теория спроса. По его мнению, человеческие потребности вытекают из деятельности самого человека. Поскольку экономическая наука на данном этапе изучает только потребности человека, то она не сможет дать обществу окончательной теории потребления.

    К главным достижениям Альфреда Маршалла, которые он сделал в области исследования спроса, можно отнести работы, которые связаны с эластичностью спроса, кривой спроса, потре­бительским излишком.

    Само понятие «кривая спроса» в теорию экономической тео­рии ввел О. Курно. До Альфреда Маршалла никто не связывал этот термин с теорией предельной полезности или первым зако­ном Госсена. Он первый, кто связал между собой уменьшающую­ся предельную полезность и закон спроса. По мнению Маршал­ла, измерить саму полезность благ возможно лишь косвенным путем. Это может быть достигнуто при помощи цен, которые по­купатель способен заплатить за тот или иной товар. Для этого же нужно, чтобы денежная единица всегда имела ту же самую цену для покупателя.

    По мнению Альфреда Маршалла, возможно вывести кривую спроса и для крупных рынков. Собственно, для больших рын­ков он и вывел «общий закон спроса». Его суть заключается в следующем: чем больше товара производитель желает продать за небольшой промежуток времени, тем больше он должен сни­зить цену, чтобы тем самым заинтересовать большее число по­купателей.

    Сама идея об эластичности спроса тоже не является заслугой Маршала. Эта идея уже встречалась в работах О. Курно и Ф. Дженкина. А вот то, что это понятие стало относиться к категориям экономического анализа, — это целиком и полностью заслуга Альфреда Маршалла. Он первый, кто применил это понятие как к спросу на товар, так и к спросу на факторы производства. Еще его идеей было применить это понятие к предложению. Количе­ственное выражение эластичности спроса — это то, как относит­ся изменение величины спроса к изменению цены в процентном соотношении. По поводу эластичности спроса Альфред Мар­шалл говорил: «Эластичность спроса велика при высоких ценах, велика или по крайней мере значительна при средних ценах, но по мере снижения цен сокращается и эластичность спроса, причем она постепенно вовсе исчезает, если падение цен на­столько сильно, что достигается уровень насыщенности спроса». Он также считал, что следует уделять внимание тому факту, что эластичность спроса различна для представителей различных со­циальных слоев.

    По мнению Маршала, существуют кое-какие закономерно­сти, подчиняющие себе эластичность спроса. На товары, которые обладают следующими свойствами, спрос всегда более эласти­чен, чем на другие товары. К этим свойствам он относил то, что:

    1) эти товары всегда являются жизненно необходимыми;

    2) на эти товары всегда приходится большая часть бюджета;

    3) цены изменяются на эти товары очень продолжительный период;

    4) такие товары всегда имеют огромное количество товаров-заменителей;

    5) такие товары всегда могут употребляться большим коли­чеством способов.

    © StrategPlann 2009