Австрийская школа появилась в 70-х гг. XIX в. Самые яркие ее представители — Карл Менгер (1840—1921), Ойген (Евгений) Бем-Баверк (1851—1914) и Фридрих фон Визер (1851—1926). Они явились основателями совершенно нового направления, которое стали называть «маржинализм», т. е. «предельный» Позже маржи- нализм назвали переворотом в экономической науке и присвоили название «маржиналистской революции».
Представители классической школы полагали, что стоимость товара — это количество труда, которое затрачено на его производство. Соответственно цена — стоимость в денежном выражении.
Представители австрийской школы придерживались совершенно противоположного мнения: ценность любого товара или услуги — это субъективное отношение к ним потенциального потребителя. Сам по себе товар лишен каких-либо экономических свойств.
Следовательно, главное — это конечный результат, который оценивает сам потребитель, опираясь на свои потребности и вкусы, а не на объем затрат на производство этого товара. К тому же, по мнению австрийцев, полезность каждой следующей единицы не остается на одном месте, а постоянно снижается. (В жаркий день человек очень хочет пить. Он готов отдать 10 или 20 руб. за стакан минеральной воды, но за второй стакан он не согласен платить столько же, потому что хочет пить не так сильно. В холодный же день он не согласится отдать за эту воду даже 2 руб., так как совершенно не хочет пить.)
Между «полезностью» и «ценностью» нельзя ставить знак равенства. Не любое благо ценно, хотя оно может быть полезным. Ценностью обладает лишь то, что является ограниченным по сравнению со спросом на него. (Снег для детей обладает полезностью, но не имеет ценности, так как его количество практически безгранично зимой.)
Маржиналисты разделили все блага на экономические (редкие) и свободные. В основном человека окружают экономические блага.
Цена на экономические блага зависит от потребности в них человека, а не от затрат на их производство.
Австрийцы полностью отрицали теорию трудовой стоимости, которую выдвинул в свое время Карл Маркс. Они также считали, что цена не имеет никакой объективной основы.
Теорию предельной полезности постоянно критиковали. Возможно, сама теория и ошибочна во многом, но она стала сильным толчком для дальнейших исследований в экономической области, например для разработки концепции «предельных величин» (предельных издержек, предельного дохода и т. д.).
Сейчас эта теория используется в микроэкономике, показывая образование издержек и цен, поведение потребителей, поведение фирмы в условиях ограниченных ресурсов и т. п.