Экономические воззрения Ойгена Бем-Баверка

    Ойген (Евгений) Бем-Баверк (1851 — 1914) — дворянин и друг детства Фридриха фон Визера, ученик Карла Менгера. Окончил юридическое отделение университета в Вене, где учился вместе со своим другом, хотя был государственным дея­телем высшего звена (министром финансов, председателем Верховного апелляционного суда). А преподавателем он был сравнительно недолго (1880—1889). Свои известные работы он писал лишь в начале карьеры. Бем-Баверк получил пожизнен­ное членство в верхней палате парламента. Его работы оказали огромное влияние на экономическую науку. К ним относят «Права и отношения с точки зрения учения о народнохозяй­ственных благах» (1881), двухтомник «Капитал и процент» (первый том — «Капитал и прибыль» (1884 г.), а второй том — «Позитивная теория капитала» (1889 г.)), «Основы теории цен­ностей хозяйственных благ» (1886), «К завершению марксист­ской системы» (1890).

    Главная цель книги «Основы теории ценностей хозяйствен­ных благ» — это доказательство правильности «закона величи­ны ценности вещи». По этому поводу Бем-Баверк пишет так:

    «Ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи».

    Ойген Бем-Баверк, так же как и Карл Менгер, полагал, что чем больше у человека в распоряжении однородных благ, тем меньше ценится каждая отдельная штука, если все другие усло­вия одинаковы. По его мнению, человек на практике быстрее осознал пользу предельной полезности, чем наука вывела это оп­ределение.

    Бем-Баверк не без основания считается одним из крупнейших представителей «австрийской школы». Теория о проценте и ка­питале — вот самая главная заслуга О. Бем-Баверка. Он подчер­кивал три причины, по которым появился и существует процент:

    1) люди склонны ожидать, что, возможно, ресурсы будут ред­ки и повысятся в цене;

    2) люди склонны недооценивать свои потребности в будущем;

    3) использование капитала увеличивает получение прибыли, а также время получения.

    Беем-Баверк полагал, что цена — субъективная стоимость, которая опирается лишь на желания покупателей, а никак не за­висит от издержек на производство этого товара. Также он пола­гал, что предмет ценен лишь тогда, когда является полезным и редким (например, соль в тех местах, где ее нет в свободном доступе, а лишь привозят изредка торговцы.). Процесс приобре­тения товаром ценности можно разбить на два этапа: сначала появляется необходимость приобрести товар, а затем его стано­вится мало, возникает ажиотаж с возможным повышением це­ны, если рассматривать тот же пример с солью. Таким образом, посредством спроса и предложения на рынке создается усред­ненная цена.

    © StrategPlann 2009