В конце 1992 г. началась приватизация государственной собственности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых объектов. В России появилось 40 млн акционеров, главным образом — номинальных, ибо до 70% акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалось в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюрократии), владельцев финансовых и коммерческих структур, легализовавшихся участников подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов»: под будущие мифические дивиденды они выдавали населению в обмен за ваучеры ничем не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить систему противодействия этому процессу, тем более в ситуации, когда она стремилась в короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости.
С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Рынок товаров дополнился рынком капитала. В 1997 г. на долю государственного сектора приходилось всего 7,8% промышленного производства, 8,8% — сельскохозяйственного, 8,3% — розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономики, а также в смешанном секторе. Серьезные позиции в промышленности занял иностранный капитал.