Послевоенное развитие народного хозяйства

    Война нанесла экономике СССР прямой ущерб, достигший почти трети всего национального богатства страны.

    С 1943 г., по мере изгнания захватчиков, в СССР началось восстановление экономики, разрушенной войной. Помимо этих работ предстояло провести конверсию промышленности, по­скольку к 1945 г. более половины объема промышленного произ­водства приходилось на военную продукцию. Но конверсия но­сила частичный характер, потому что одновременно с уменьшением удельного веса выпускаемых боеприпасов и бое­вой техники происходили разработки новых видов вооружения, модернизация военно-промышленного комплекса. В сентябре 1949 г. газеты написали о том, что в СССР успешно прошло ис­пытание первой атомной бомбы, а в августе 1953 г. — водородной.

    В эти же годы проходила массовая демобилизация. Личный состав вооруженных сил сократился с 11,4 млн человек в мае 1945 г. до 2,9 млн человек в 1948 г. Правда, вскоре численность армии снова выросла: в начале 1950-х гг. она достигла почти 6 млн человек. В 1952 г. прямые военные расходы составляли 25% государственного бюджета, т. е. всего в 2 раза меньше, чем в военном 1944 г.

    Как и в годы первых пятилеток, больше всего внимания уделя­лось совершенствованию тяжелого машиностроения, топливно- энергетического комплекса, металлургии. В целом за годы 4-й пя­тилетки (1946—1950) восстановили и построили заново более 6 тыс. крупных промышленных предприятий. Легкая и пищевая промышленность финансировались, как и раньше, по остаточно­му принципу, и их продукция не отвечала даже минимальным по­требностям населения. Производство потребительских товаров к концу 4-й пятилетки так и не достигло довоенного уровня.

    У послевоенного экономического роста в СССР было не­сколько источников. Прежде всего, директивная экономика все еще оставалась мобилизационной, как в годы первых пятилеток и в военные годы.

    Советский Союз получил от Германии репарации на сумму 4,3 млрд долл. В их счет из Германии и других побежденных стран в СССР вывозилось промышленное оборудование, в том числе целые заводские комплексы. Однако толком распорядиться эти­ми богатыми ресурсами советская экономика так и не смогла.

    В Советском Союзе работали 1,5 млн немецких и 0,5 млн японских военнопленных. К тому же в системе ГУЛАГа в этот пе­риод содержалось примерно 8—9 млн заключенных, чей труд не оплачивался.

    Одним из источников экономического роста была продолжаю­щаяся политика перераспределения средств из социальной сфе­ры в тяжелую промышленность. Ежегодно население страны бы­ло обязано подписываться на государственные займы в среднем на 1—1,5-месячную заработную плату.

    По-прежнему основным источником средств для тяжелой промышленности было сельское хозяйство, которое после войны было очень ослабленным. В 1945 г. производство сельскохозяй­ственной продукции сократилось по сравнению с 1940 г. почти на 50%. Жестокая засуха 1946 г. снова существенно подорвала эко­номические силы колхозов и совхозов.

    Как и в довоенные годы, продолжался неэквивалентный това­рообмен между городом и деревней при помощи ценовой поли­тики. Государственные закупочные цены на основные виды про­дукции менялись крайне медленно и не показывали изменения производственных затрат.

    Крестьяне, не получая почти ничего на трудодни, жили бла­годаря личному подсобному хозяйству. Но с 1946 г. государство начало сокращать приусадебные участки и облагать хозяйства большими денежными налогами. Кроме того, каждый крестьян­ский двор должен был сдавать и натуральный налог. В 1948 г. бы­ло настоятельно «рекомендовано» колхозникам «продать» госу­дарству мелкий домашний скот, хотя колхозный Устав позволял его держать. В ответ на эту «рекомендацию» крестьяне начали тайно резать скот. Колхозникам все труднее становилось прода­вать продукцию на рынке, поскольку резко увеличились налоги и сборы с дохода от продаж. Помимо этого, на рынке можно бы­ло продавать продукцию только при наличии специальной справки о том, что соответствующее хозяйство выполнило свои обязательства перед государством.

    Руководство страны старалось не замечать глубокого кризи­са в сельском хозяйстве и любые предложения и рекомендации по уменьшению командного давления на село неизменно отвер­гались.

    Для повышения эффективности аграрного сектора экономи­ки началось строительство огромных ГЭС на Волге, Днепре и других реках. Все эти станции были введены в действие в 1950— 1960-е гг. В 1952 г. был построен Волго-Донской канал, соеди­нивший в единую систему пять морей: Белое, Балтийское, Кас­пийское, Азовское и Черное.

    До конца 1947 г. в СССР сохранялась карточная система на промышленные товары и продукты питания для населения. Ее отмена произошла только в конце 1947 г. Советский Союз был одной из первых стран в Европе, отменивших карточное распре­деление. Но прежде чем отменить карточки, правительство уста­новило единые цены на продукты питания вместо существовав­ших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен. Из-за этого стоимость основных продовольственных продуктов для го­родского населения выросла.

    14 декабря 1947 г. издано Постановление Правительства СССР «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги было необходимо за неделю обменять на новые из расчета 10 : 1.

    Одновременно проводилось объединение всех выпущенных ранее государственных займов в единый новый 2%-ый заем. Та­ким образом произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа приобрела в основном конфискационный характер.

    По-прежнему чрезвычайно остро стоял жилищный вопрос. В эти годы строительство жилья шло в очень ограниченных раз­мерах. Зато огромные средства вкладывались в строительство вы­сотных зданий в Москве, призванных символизировать сталин­скую эпоху. Основные же ассигнования из государственного бюджета шли на военно-промышленный комплекс, тяжелую промышленность, энергетическую систему. Советское прави­тельство щедро раздавало подарки дружественным зарубежным странам в виде зданий университетов, культурных центров, гос­питалей, а также в виде прямой военной помощи.

    Дальнейшее развитие экономики СССР основывалось на чрезмерной централизации. Все экономические вопросы реша­лись только в центре, местные хозяйственные органы были стро­го ограничены в решении любых дел. Основные денежные и ма­териальные ресурсы, которые были необходимы для реализации плановых заданий, выдавались через значительное количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, не­разбериха и бесхозяйственность вели к регулярным простоям на производстве, огромным материальным издержкам, штурмовщи­не, бессмысленным транспортным перевозкам из края в край страны.

    После войны несколько раз проводились разнообразные ад­министративные реформы, но они не вносили принципиальных изменений в сущность планово-административной системы.

    © StrategPlann 2009