Роберт Оуэн (1771—1858) — один из великих социалистов- утопистов, учитель Уильяма Томпсона. Долгое время он был крупным фабрикантом. Роберт Оуэн составил рациональную конституцию, состоящую из 26 законов. Известен Роберт Оуэн еще по таким работам, как «Об образовании человеческого характера» (1813—1814), «Доклад графству Нью-Ланарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836—1844).
По своим взглядам на экономику он во многом соглашается с представителями классической школы. Роберт Оуэн считал, что взгляды классиков несправедливы лишь относительно того, что ценность товара должна включать в себя прибыль. Это, по мнению Оуэна, являлось вопиющей несправедливостью по отношению к простым рабочим, и именно эта несправедливость — причина экономических кризисов и постоянного обнищания рабочего класса. Также Роберт Оуэн являлся рьяным противником теории Томаса Мальтуса о народонаселении. Он высказывал предположение, что если правительство будет правильно руководить физическими работами, то можно будет прокормить бесконечно возрастающее число жителей.
Роберт Оуэн одним из первых стал заботиться о рабочих на своих фабриках. Он построил для них столовую, торговую лавку, сберкассу, ясли, детский сад, улучшил жилищные условия. Еще Оуэн велел ввести на его фабриках такие изменения, как:
1) 10-часовой рабочий день для взрослых;
2) отмена использования детского труда, т. е. тех, кому нет 18;
3) школы для детей рабочих;
4) отмена системы штрафов, которые были очень распространены в то время.
Роберт Оуэн никогда не являлся сторонником революции или другого насильственного переворота. Он полагал, что несправедливый строй будет изменяться постепенно и правильно, с использованием «научных начал». Оуэн считал, что лишь мудрое правительство способно начать такие изменения, создавая при этом подходящие условия, поэтому главная роль в его работах отведена правительству. К подходящим условиям он относил следующие:
1) повсеместное применение машинного труда, а не человеческого, даже в домашнем хозяйстве;
2) труд должен стать единственным измерителем ценности;
3) у денег должна быть собственная стоимость, которая не превышала бы стоимости стали и железа;
4) население следует просвещать, особенно используя печатную продукцию: книги, газеты, журналы.