Законодательство о лизинге

    Лизинговым правоотношениям присущи некоторые особенности. Связано это с тем, что обеспечиваются они с помощью традиционных институтов гражданского права -- договоров поручения, аренды, займа и др. Так, в частности, характе рные черты взаимосвязанных и дополняющих друг друга договоров поручения, по существу, являются основой сложного комплекса взаимоотношений по осуществлению лизинга. При этом в первом договоре одной стороной является потенциальный покупатель, который поруч ает лизинговой компании приобрести для него оборудование (имущество), а другой соответственно -- лизинговая компания, заключающая договор купли-продажи с его поставщиком. Второй же договор заключает лизинговая компания с лизингополучателем, которому она поручает получить оборудование (имущество) и уполномочивает его предъявлять претензии по его качеству поставщику-изготовителю.

    Вместе с тем следует признать, что традиционные институты гражданского права не могут адекватно управлять всем комплексом лизинговых отношений -- экономическая сторона лизинговой сделки придает этим взаимоотношениям особый характер, который этими институтами просто не учитывается. В связи с этим лизинговые правоотношения приобретают самостоятельную значимость, а следовательно, появляется потребность в их регламентации специальным законодательством.

    Однако даже тщательной регламентации лизинговой деятельности национальным законодательством недостаточно. Участие во внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций Беларуси через лизинговую форму все настоятельнее требует расширения и унификации правового регулирования лизингового механизма. Очевидно, что формирование и развитие мирового лизингового рынка осложняется в первую очередь различиями в трактовке лизинговых отношений в законодательстве разных стран. Это обстоятельство и подтолкнуло Международный институт унификации международного частного права (УНИДРУА) к подписанию 28 мая 1988 года в Оттаве Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

    Целью конвенции является уточнение основной терминологии по финансовой аренде (лизингу), а также разработка норм, регулирующих правовые взаимоотношения всех сторон лизинговой сделки. Конвенция уточняет и ограничивает сделки, подпадающие под определение лизинговых. Она трактует классический лизинг как трехстороннюю сделку и не регулирует потребительские сделки, т.е. аренду для удовлетворения личных потребностей. Фактически конвенция распространяет юридические правила, действующие обычно в рамках догов ора аренды, на трехсторонние отношения, характерные для операций по аренде оборудования, с учетом некоторых особенностей, касающихся в основном прав и обязанностей сторон.

    Участники лизинговой сделки заключают между собой как минимум два договора. Первый из них - договор на поставку оборудования либо имущества - заключается арендодателем с поставщиком по указанию арендатора. Второй - собственно договор аренды закупленного оборудования. В операции финансового лизинга вышеназванные договоры объединяет наличие следующих характерных особенностей:

    • арендатор сам выбирает оборудование и поставщика;
    • поставщик осведомлен, что оборудование закупается у него под заключенный или подлежащий заключению договор аренды;
    • сумма аренды, указанная в договоре, подсчитывается с учетом амортизации всей или значительной части оборудования.

    В конвенции уточняется объем имущественной ответственности лизингодателя, лизингополучателя и поставщика-изготовителя. Заслуживают также внимания зафиксированные в конвенции правила о взаимоотношениях между партнерами по сделке в случае признания несостоятельности лизингополучателя.

    В настоящее время конвенция объединяет 14 государств, среди которых США, Финляндия, Бельгия, Чехия и Словакия. Ратифицировали конвенцию 4 государства: Франция, Италия, Венгрия и Нигерия. В свое время Советский Союз активно участвовал в разработке конвенции, хотя и не присоединился к ней. 20 апреля 1996 года приглашение присоединиться к конвенции получила и Беларусь, однако до недавнего времени решения об этом принято не было. Лишь 31 декабря 1997 года правительство в своем постановлении N1769 предписало "заинтересованным министерствам и ведомствам" до июня 1998 года подготовить предложения о присоединении РБ к Оттавской конвенции, что косвенно может свидетельствовать о поддержке государством идеи унификации действующего белорусского законодат ельства с признанным международным актом. Для Беларуси данная мера, безусловно, необходима, поскольку может в значительной степени содействовать выходу белорусских лизинговых компаний на международный рынок и, наоборот, привлечению зарубежных лизингодателей в Беларусь.

    В течение 1997 года не произошло существенных изменений в российском законодательстве, регулирующем лизинговую деятельность. Правовая ситуация остается вполне стабильной со времени вступления в силу 1 марта 1996 г. части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, где в гл.34 установлены юридические основы арендных отношений и определены различные виды арендных договоров, в частности, проката и финансовой аренды (лизинга). Это рассматривается как создание приемлемой законодательной базы, которая частично заменяет "Временное положение о лизинге", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 ?633. "Временное положение" теперь действует только в тех случаях, когда оно не противоречит Гражданскому кодексу.

    Влияние ценового риска при определении типа лизингового контракта"

    © StrategPlann 2009