Инструменты государственной экономической политики

    Инструменты экономической политики государства выби­раются в зависимости от ее целей. Макроэкономические цели современных государств многогранны, поэтому и воздействие государства на экономику осуществляется с помощью разных инструментов. Причем такое воздействие государства может быть как прямым, так и косвенным. Прямое воздействие под­разумевает участие государства в производственном процес­се, а косвенное — предполагает использование финансовой системы. Таким образом, ключевыми инструментами государ­ственной экономической политики являются бюджетно-на­логовая и кредитно-денежная политика.

    В фискальной политике основным инструментом воздей­ствия государства на экономику является государственный бюджет. Его действенность в данном ключе основана на таких категориях, как доходы и поступления. Рассмотрим подроб­нее структуру бюджета как инструмента государственного управления экономикой. К бюджету относят:

    • налоги, акцизы, таможенные пошлины и т. п. (как пра­вило, эта категория составляет около 80—85% от всех дохо­дов бюджета);
    • доходы от государственной собственности (удельный вес составляет обычно 7—10%);
    • прирост поступлений из фондов социального страхова­ния и пенсионного фонда (или создание общественного долга — около 7%);
    • другие доходы.

    Расходы бюджета включают в себя:

    • трансферты (выплаты на здравоохранение, образование и т. п.) и субсидии. Причем, как правило, эта категория со­ставляет около 50% всех расходов;
    • развитие конъюнктуры рынка и стимулирование эконо­мического роста. Данная статья расходов составляет около 12% и включает в себя инвестиции в аграрный сектор и це­левые программы, дотации предприятиям и т. п.;
    • содержание оборонного комплекса страны, государствен­ных аппаратов и ведение внешней политики (25—30% от общего числа расходов);
    • другие расходы.

    Итак, из рассмотренной структуры видно, что государствен­ный бюджет как инструмент регулирования экономики может участвовать в управлении социально-экономическими процес­сами перераспределения и централизации финансовых ресур­сов, стимулирования производства и контроля финансового состояния государства.

    В целом же бюджетно-налоговые инструменты экономи­ческой политики государства помогают обеспечивать полную занятость и производство неинфляционного ВВП. Это де­лается посредством изменения государственных расходов и на­логов.

    Налогообложение, являясь инструментом фискальной по­литики государства, влияет как на получателя средств — госу­дарство, так и на граждан, предприятия и учреждения страны, т. е. налогоплательщиков. Поэтому действие налогообложе­ния в системе государственного регулирования основано на следующих принципах.

    • Принцип получения благ.

    Экономические агенты, такие как предприниматели, могут приобрести товары и услуги, пре­доставляемые им государством, так же как и остальные това­ры. То есть когда предприниматель получает доход от предо­ставленных государством товаров или услуг, он обязывается уплачивать налоги, обеспечивающие финансирование произ­водства данных товаров и услуг.

    Такими товарами или услугами могут быть сырье, принад­лежащее государству, энергия и т. д. Кроме того, речь здесь мо­жет идти о юридических услугах или услугах правоохрани­тельных органов, ведь, пользуясь ими, экономические агенты должны посредством уплаты налогов поддерживать их содер­жание.

    • Принцип платежеспособности.

    Налоги должны взиматься с тех, в чьем распоряжении есть определенный доход и благо­состояние. К тому же граждане или предприниматели, обла­дающие высокими доходами, должны платить более высокие налоги, чем экономические агенты с более низким благосо­стоянием. Таким образом, тяжесть налогов распределяется. Это необходимо, так как для граждан с небольшим доходом каждый рубль дороже, чем для более обеспеченных, т. е. с по­мощью данного принципа соблюдается определенный мораль­но-этический баланс в налогообложении и отчасти в перерас­пределении доходов.

    Итак, используя рассмотренные инструменты, фискальная политика может быть стимулирующей, когда увеличение рас­ходов государства и снижение налогов способствует преодоле­нию циклического спада в экономике, или ограничительной, если снижение государственных расходов и повышение нало­гов определяет снижение циклического подъема.

    Действие же инструментов кредитно-денежной политики помогает регулировать совокупный объем производства, заня­тость и уровень цен посредством изменения денежного пред­ложения. Здесь главными инструментами Центрального банка в регулировании предложения денег являются:

    • ставка рефинансирования — это учетная ставка процен­та, при повышении которой объем займов у Центрального банка снижается, уменьшаются операции остальных (ком­мерческих) банков, они получают кредит дороже и из-за этого повышают собственные ставки по ссудам. Таким об­разом, общее предложение денег в экономике страны сни­жается;
    • норма обязательных резервов. Состояние экономики ре­гулируется посредством ее изменения;
    • операции на открытом рынке. Купля-продажа Центро­банком государственных ценных бумаг также обусловли­вает изменение денежной массы в стране. Например, если Центральный банк купит ценные бумаги у коммерческого банка, сумма на его резервном счете возрастет, и тогда на­чинает действовать мультипликатор расширения денежной массы. Здесь важно помнить, что объем расширения денеж­ной массы зависит от того, как ее прирост распределится по депозитам и на наличные. Соответственно при продаже Центробанком ценных бумаг произойдет обратный процесс. Таким образом, с помощью данных инструментов кредитно-денежной политики государство может контролировать поток денежной массы, регулировать инфляцию и управлять спросом.
    © StrategPlann 2009