Основные направления государственного регулирования экономики

    Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федераль­ного правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный сектор обладает собствен­ными доходами из определенных денежных источников и со­ответственно расходами своих бюджетов. Однако на любом уровне политика государства ведется в нескольких основных направлениях.

    Одним из важнейших направлений государственного ре­гулирования экономики является социальная политика госу­дарства. Она в первую очередь основана на перераспределе­нии доходов. Дело в том, что в любой стране имеет место дифференциация населения по размеру получаемого дохода, вследствие чего и возникает социальное неравенство и кон­фликты между разными общественными классами. Это может происходить в результате различий в способностях людей, уровне образования и квалификации, владении семейной соб­ственностью и т. п.

    Для того чтобы снизить социальное напряжение, государ­ство старается уменьшить неравенство доходов посредством социального страхования, социальной защиты (например, транс­фертные платежи и другие выплаты нуждающимся малообес­печенным, инвалидам или безработным), политики заработной платы и жилищной политики. Основным направлением госу­дарственного регулирования перераспределения дохода можно назвать социальные меры, принимаемые на рынке труда.

    Правительство является активным субъектом политики за­нятости рынка труда. На нем лежат следующие функции:

    • создание спроса на рабочую силу в государственном секторе экономики;
    • контроль спроса на рабочую силу в частном секторе по­средством налоговых льгот и регулирования численности армии, студентов и т. д.

    Кроме того, правительство в этом направлении применяет следующие меры регулирования занятости.

    • организацию работы бирж труда и модернизацию систе­мы информации о свободных рабочих местах для сокраще­ния общего времени поиска работы;
    • содержание учреждений подготовки, профессионально­го обучения и переквалификации кадров;
    • контроль и демонополизацию рынка труда;
    • организацию общественных работ для создания новых рабочих мест;
    • стимулирование НТП (научно-технического прогресса) и развития трудоемких отраслей, что влечет за собой появле­ние новых рабочих мест;
    • поддержку малого бизнеса;
    • разработку и внедрение специальных программ с целью облегчения трудоустройства наиболее социально уязвимых слоев населения.

    К пассивной политике занятости, направленной на борьбу с последствиями безработицы, относится социальная поддерж­ка безработных, а именно:

    • выплата компенсаций незанятым за потерю работы;
    • выплата пособий по безработице и предоставление по­мощи безработным.

    Еще одним направлением государственного регулирова­ния экономики является вмешательство государства в форми­рование рыночных цен. Это делается, например, посредством установления минимального размера оплаты труда. Помимо этого, правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, например, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага) рыноч­ная система не может производить по причине слишком высо­кой стоимости или минимальной прибыли. К таким товарам (услугам) можно отнести организации экологического назна­чения, навигационные системы, национальную оборону, строи­тельство дорог и т. д. Производство этих услуг связано с не- компенсируемыми издержками (издержки перелива, которые образуются, когда затраты превышают выручку от реализа­ции). Для того чтобы общество могло пользоваться этими бла­гами и услугами, государство их финансирует из своего бюд­жета, который пополняется за счет налогов.

    Другое направление воздействия государства на экономи­ку — стимулирование развития производства. Для этого про­водится так называемая политика полной занятости ресурсов, таких как капитал, сырье, рабочая сила, и поддержание уров­ня цен.

    Интересно и такое направление государственного регули­рования экономической системы, как нейтрализация внешних эффектов.

    Внешние эффекты, или экстерналии, представляют собой издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах. Эффекты могут быть положительные и отрицательные.

    Отрицательные возникают в случае, если деятельность од­ного экономического агента обусловливает издержки другого, например экология: сточные воды, выбросы в атмосферу, шу­мы и т. п.

    Положительные эффекты приносят выгоду для отдельных граждан и общества в целом, например образование, театр и т. п.

    Для нейтрализации внешних эффектов правительство осу­ществляет следующие мероприятия:

    • корректировку налога, представляющую собой введение дополнительной налоговой нагрузки на производителя вред­ных товаров;
    • корректировку субсидий, применяемую при положитель­ном эффекте для трансформации внешних эффектов во внутренние;
    • льготное налогообложение (при положительном эф­фекте);
    • административные санкции (при отрицательном эф­фекте);
    • введение лицензирования рыночной деятельности, для регулирования и контроля выбросов отходов.
    © StrategPlann 2009