Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере

    Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений состоит из множества международных организаций. Некоторые из них располагают достаточно большими полномочиями, а также запасами ре­сурсов, и осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Остальные характе­ризуются как форум для межправительственного обсуждения, выработки решений и рекомендаций по ведению валютной и кредитно-финансовой политики. Третьи занимаются сбо­ром информации, используя ее в статистических и научно- исследовательских изданиях по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам, а также состоянию экономи­ки в целом. Некоторые из них совмещают в себе все вышепе­речисленные функции.

     

    Международные валютно-кредитные и финансовые организации можно отнести к международным финансовым институтам. Эти организации объединены общей целью, заключенной в развитии сотрудничества и обеспечении целостности и стабилизации сложного всемирного хозяйства, регулировании международных экономических соотношений, к числу которых относятся валютно-кредитные и финансовые. Это в первую очередь такие организации, как: Банк междуна­родных расчетов, Международный валютный фонд, Всемир­ный банк, Международная ассоциация развития, Междуна­родное агентство по инвестиционным гарантиям и т. п., кроме того, к таким организациям относятся региональные банки развития, валютно-кредитные и финансовые организации, Ев­росоюз. К организациям всемирного значения относятся преж­де всего специализированные институты Организации Объ­единенных Наций — Международный валютный фонд и группа Международный банк реконструкции и развития, а также Все­мирная торговая ассоциация. Непосредственная роль ООН в международных финансовых и валютно-кредитных отноше­ниях, однако, ограничена, хотя решение проблем развиваю­щихся стран на конференции ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД — осуществляется посредством валютно-кредитных вопросов наряду с проблемами мировой торговли и развития этих стран. Вопросы мировой валютной системы обсуждают в комитете по так называемым «невидимым» статьям и финан­сированию мировой торговли. Он занимается также пробле­мами разграничения доступа развивающихся стран на миро­вой рынок, гарантий по экспортным кредитам, а в последние годы — и по внешней задолженности развивающихся стран. Еще одно специализированное учреждение ООН — Экономи­ческий и социальный совет. Его силами создано 4 региональ­ные комиссии — отдельно для Европы, Африки, Азии, Латин­ской Америки. Последние 2 обусловили создание Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Органи­зация Европейского экономического сотрудничества, образо­ванная в 1948 г. в связи с осуществлением «плана Маршалла», была переориентирована на создание Европейского платеж­ного союза (1950—1958 гг.), а затем в 1961 г. была реорганизо­вана в Организацию экономического сотрудничества и разви­тия (ОЭСР, Париж). Ныне ОЭСР включает в себя 24 страны, доля которых составляет 16% мирового населения и больше половины мирового производства. Основной целью ОЭСР яв­ляется содействие экономическому развитию и финансовой стабильности стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР — это своеобразный клуб промышленно развитых стран, позволяющий проводить обмен мне­ниями и координировать экономическую политику, включая валютно-кредитную и финансовую, а также вести научно- исследовательскую работу, является мировым центром прог­нозирования и международных соотношений на базе эконометрических моделей мировой экономики. Парижский клуб стран-кредиторов — это неформальная организация промышленно развитых стран, в рамках которой обсуждаются проб­лемы урегулирования, отсрочки платежей по государственным долгам стран. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины получили приглашение в Париж для проведения переговоров с должниками. Периодические за­седания Парижского клуба в 1970-х годах сменились его актив­ной работой в 1980—90-х гг., связанной с обострившейся проб­лемой погашения государственного долга развивающихся стран, а затем и стран Восточной Европы и России. На собраниях Парижского клуба всегда присутствуют наблюдатели из Между­народного валютного фонда, Международного банка рекон­струкции и развития, ЮНКТАД, и обычно рассматривается вопрос о размере той части внешнего долга, которую необхо­димо возвратить в текущем году. Примерно с середины 1970-х годов разработка решений проблем межгосударственного ре­гулирования была перенесена на уровень совещаний глав госу­дарств, правительств «семерки» и «группы десяти», которая, кроме стран «Большой семерки», включает Бельгию, Нидер­ланды и Швейцарию. На этих совещаниях основное внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. На таких заседа­ниях подтверждается принцип международного соглашения, поставленный в противовес тенденциям «каждый за себя». По большей части международные финансовые институты воз­никли сразу после Второй мировой войны, кроме Банка между­народных расчетов (он возник в 1930 г.). Эти межгосударствен­ные институты предоставляют кредиты развивающимся стра­нам, разрабатывают основные принципы и закономерности функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное правовое регулирование международных валютных, кредитных и финансовых отношений. Считается, что факторами, обусловившими возникновение международ­ных финансовых институтов, являются: усиление интернацио­нализации хозяйственной стороны жизни, образование ТНК (транснациональная корпорация) и ТНБ (транснациональ­ный банк), выходящих за внешние границы; развитие межго­сударственного регулирования развития мирохозяйственных связей, в том числе денежных отношений, необходимость вы­работки совместных программ по проблемам стабилизации мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, золота, ценных бумаг.

    Международные финансовые институты имеют следующие цели:

    • объединение усилий мирового сообщества, направлен­ных на стабилизацию международных финансов и миро­вой экономики;
    • осуществление межгосударственного валютного и кре­дитно-финансового регулирования;
    • совместная разработка и координирование стратегии и тактики мировой валютной и кредитно-финансовой по­литики.

    Доля участия и величина влияния отдельных стран в меж­дународных финансовых институтах зависит от их взноса в ка­питал, обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение расположения сил во всемирном хозяйстве, в част­ности образование в 1960-х гг. трех центров (США, Западная Европа, Япония) в оппозицию послевоенному американо-центризму, отразилось в программах международных финансовых институтов. Таким образом, страны Евросоюза добились пра­ва вето по принципиальным вопросам, увеличив свое влия­ние в международном валютном фонде.

    К числу важнейших организаций в международных валют- но-кредитных отношениях принято относить:

    • Международный валютный фонд (МВФ), штаб-квартира которого находится в Вашингтоне. Решение о его образо­вании было принято в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) на международной конференции, на которой были приняты новые международные положения валютной политики, по­служившие основой послевоенной международной валют­ной системы. Сегодня в Международном валютном фонде состоит более 160 стран, его деятельность отражает интере­сы повышения стабильности валютно-финансовой системы мира. США в МВФ обладают самыми большими суммами квот и, как следствие, располагают контрольным пакетом в руководящих органах. Кредиты МВФ в основном пре­доставляются под программы укрепления финансово-эко­номического положения стран и обладают связанным ха­рактером, обусловленным необходимостью выполнения требований специалистов МВФ. Фонд оказывает значи­тельное влияние на всю систему валютно-финансовых от­ношений в мировом хозяйстве, так как его нормы непосред­ственно воздействуют на движение ссудных капиталов в мировом хозяйстве;
    • Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

    Является важнейшим институтом регулирования междуна­родного движения капиталов. Этот банк также известен как Всемирный банк, основанный в 1945 г. Он играет роль межправительственной организации. Основной целью, пре­следуемой банком, является содействие развитию эконо­мики своих членов путем предоставления долгосрочных кредитов. Банк получает средства и от основных взносов стран-членов, и от выпуска облигаций, которые доступны частным фирмам, различным учреждениям, общественным и правительственным организациям. В то же время МБРР часто предоставляет кредиты правительствам и частным фирмам, чаще всего, в развивающихся странах. Большая часть займов предоставляется для развития инфраструкту­ры, энергетической системы, транспорта, промышленности и сельского хозяйства. В структуре МБРР действуют:

    а) Международная финансовая корпорация (МФК);

    б)  Международная ассоциация развития (МАР);

    в)  региональные банки.

    Банковские структуры, так или иначе влияющие на объект международных валютно-кредитных и финансовых отноше­ний, процессы международной торговли, — это региональные банки, такие как: Европейский инвестиционный банк, Евро­пейский банк реконструкции и развития и др. Средства для своей деятельности они получают из собственного капитала и ссуд, которые получены на международных, а часто и на национальных рынках капитала. Банки предоставляют в основ­ном долгосрочные кредиты на финансирование инвестици­онной деятельности частных фирм и международных проек­тов в соответствии с программами помощи развивающимся странам.

    © StrategPlann 2009