Методы исследования рынка

    Для сбора информации маркетологи пользуются определенными методами.

    Первичные исследования – сбор данных – осуществляется по мере их возникновения с помощью следующих методов:

    1. Наблюдение – это способ получения информации через воспринимаемые органами чувств обстоятельства без какого-либо воздействия на объект наблюдения.Наблюдение – это процесс, у которого есть определенная цель, который планомерен и систематически обобщает все собранные факты и подвергается контролю на предмет надежности и точности собранных данных.

    Наблюдение может проходить в лабораторных, полевых условиях при личном участии наблюдателя или без него.

    Полевые условия означают, что процессы проходят в естественной обстановке (в магазинах, на рынках и т. д.), а лабораторные – искусственно создаются ситуации. Отличительной чертой первой формы является естественность поведения наблюдаемого объекта, а второй то, что возможно применение ряда технических средств.

    По степени стандартизации выделяют стандартизированное наблюдение и свободное.

    Под стандартизацией понимают определение конкретных поведенческих схем поступков. Например, для выявления результативности размещения рекламы в витрине магазина можно выделить несколько таких схем: человек зашел в магазин, не взглянув на рекламу, размещенную в витрине; человек зашел в магазин, увидев рекламу; взглянул на витрину и не зашел в магазин; прошел мимо, не взглянув на рекламу в витрине.

    Преимуществами данного метода являются:

    а) возможность получения необходимой информации независимо от желания объекта сотрудничать;

    б) обеспечение более высокой объективности;

    в) возможность наблюдения неосознанного поведения;

    г) учет окружающей действительности.

    Недостатками данного метода будут высокие расходы, субъективность наблюдающего, эффект наблюдения (т. е. при открытом наблюдении поведение объекта может отличаться от естественного).

    2. Опрос – это способ получения информации через выяснение мнений людей. Это самое распространенная форма сбора информации в маркетинге, и приблизительно 90 % маркетологов используют этот метод.

    Опрос может быть как в устной, так и письменной форме.

    При письменном опросе участникам раздаются опросные листы с просьбой заполнения.

    Устные или телефонные опросы обычно называют интервью.

    Интервью подразделяют:

    а) по кругу опрашиваемых лиц (учащиеся, служащие и т. д.);

    б) по количеству одновременно опрашиваемых (бывает групповое или единичное);

    в) по количеству входящих в опрос тем (одна или несколько);

    г) по уровню стандартизации (бывает свободное или стандартизированное);

    д) по частоте (одноразовый или многоразовый).

    3. Эксперимент – это такой метод исследования, при котором в контролируемых условиях изменяют один или несколько факторов и отслеживают, как это влияет на зависимую переменную.

    Условия проведения – полевые, лабораторные.

    Основные признаки – изолированность изменений, активное участие исследователя в процессе сбора данных.

    Достоинствами данного метода являются видение причины, следствия и структуры, а также эксперимент носит систематизированный характер.

    4. Панель – это метод, который при помощи ЭВМ воссоздает использование различных маркетинговых факторов на бумаге, а не в реальных условиях. Данный метод заключается в том, что создается модель контролируемых и неконтролируемых факторов, с которыми сталкивается фирма. Затем их возможные варианты сочетания закладывают в компьютер с целью определения влияния на общую стратегию маркетинга.

    Признаки метода – предмет и тема исследования постоянны; сбор данных осуществляется через определенные промежутки времени; постоянна совокупность объектов исследования (домохозяйки, торговые предприятия, производственные потребители); не требуется участие со стороны потребителей; возможность учета множества взаимосвязанных факторов. Однако, этот метод сложен, труден в применении и сильно зависит от положенных в основу предложений.

    Виды панелей:

    1) торговая (оптовая, розничная);

    2) потребительская (индивидуумы, семьи, производственное потребление);

    3) специальные формы (панель экономистов, архитекторов и прочее, а также театры, больницы и т. д.);

    4) традиционная и нетрадиционная;

    5) краткосрочная и долгосрочная;

    6) в зависимости от метода получения информации (опросные листы, интервью и т. д.).

    С помощью данного метода можно выявить факторы, оказывающие влияние на исследуемую проблему, и их динамику; можно изучить мнения обследуемых, их намерения и решения; можно выявить различие в поведениях потребителей, относящихся к разным социальным слоям, живущих в разных населенных пунктах; можно изучить мотивы покупок и спрогнозировать их развитие, а также многое другое.

    Выбор того или иного вида панельного метода определяется поставленными задачами и объемом выделенных средств.

    © StrategPlann 2009