Основные направления исследований в маркетинге Основные направления исследований в маркетинге

    Основными направлениями маркетинговых исследований являются:

    1) изучение емкости рынка;

    2) изучение потенциальных и реальных потребителей;

    3) изучение уровня продаж конкурентов;

    4) проведение сравнительного анализа товара конкурентов;

    5) изучение распределения долей рынка между фирмами;

    6) анализ сбыта продукции;

    7) анализ рекламных кампаний конкурентов;

    8) изучение возможности расширения спектра предлагаемых услуг;

    9) изучение реакции потребителя на появление нового товара;

    10) анализ ценовой политики;

    11) изучение внутреннего маркетинга;

    12) долгосрочное прогнозирование;

    13) другие вопросы.

    Прибегая к маркетинговым исследованиям, менеджерам компаний должны быть хорошо знакомы с технологией и спецификой таких исследований, чтобы в дальнейшем при принятии решения не допустить ошибки, основанной на недостоверной информации.

    Маркетинговые исследования включают в себя:

    1) определение проблем и постановку целей;

    2) выбор источников информации (здесь определяются места проведения исследования, выбираются орудия исследования, составляется план);

    3) сбор информации (с помощью различных маркетинговых методов происходит первичный сбор информации);

    4) проведение анализа собранной информации (составляются таблицы, графики; информация обрабатывается с помощью методов статистики; формируются методы и способы решения стоящих задач);

    5) представление результата работы.

    Эффективность маркетинговых исследований подтверждается тем, что появляются на рынке новые товары, в сфере производства – новые производственные процессы, в сфере управления – новые системы организации. Однако до сих пор многие компании тратят огромное количество средств на проведение научно-исследовательских работ. А службе маркетинга достается уже готовый новый товар с приказом о его сбыте.

    Почему же не уделяется должное внимание маркетинговым исследованиям? Первопричиной здесь является то, что невозможно ценность, которую они несут, тотчас пересчитать в рубли и копейки. Такое мышление идет из прошлого, где способность потреблять была впереди способности производить. А поэтому все внимание уделялось производству товаров. В современных условиях производители чувствуют, что уровень их продаж зависит не от объема произведенного товара, а от качества и эффективной политики сбыта.

    Принципиальной отличительной чертой исследований маркетинга является его целенаправленность на решение определенной задачи, которая превращается в сбор и анализ необходимой информации.

    Основными принципами маркетингового исследования являются следующие:

    1. Объективность, т. е. необходимость учета всех факторов и не принятия определенного решения до завершения анализа.

    2. Точность, т. е. постановка конкретных целей и задач исследования.

    3. Тщательность, т. е. детальное планирование всего процесса исследования, высокое качество выполняемой работы, а также эффективная система контроля.

    Масштабы проводимых маркетинговых исследований зависят от размеров самих фирм. Согласно сведениям зарубежных изданий иностранные компании тратят на исследования маркетинга в год разную долю своих бюджетов – от 0,04 % до 3,5 %. Отечественные же компании практически не выделяют ни копейки.

    Таким образом, проведение маркетинговых исследований – это сложный комплекс мероприятий, направленный на изучение объекта с целью получения о нем информации для дальнейшей координации деятельности своей фирмы.

    Иностранные производители уже давно оценили значимость таких затрат, которые в дальнейшем ведут к улучшению производственной организации и сбытовой деятельности. Через маркетинговые решения фирмы приспосабливают свою продукцию к нуждам и желаниям потребителей. Поэтому маркетинговые исследования играют важную роль в жизнедеятельности любого предприятия. В то же время необходимо помнить, что эти исследования лишь дополнения творческих, профессиональных и управленческих способностей любого руководителя.

    © StrategPlann 2009