Сегодня богатые страны имеют достаточно обеспеченных людей с широкими финансовыми возможностями, чтобы совершить переход на качественно новую ступень организации производства товаров и услуг. Известно, что новое - это хорошо забытое старое.
Суть новой организации производства можно определить как «бутиковое» или производство под заказ. Сегодня тенденция иметь те же предметы потребления, что имеются у других людей - родственников, друзей, знакомых - переменилась на прямо противоположную ей тенденцию, а именно: иметь в своей собственности принадлежащее только этой личности и никому более нечто уникальное, особенное, находящееся в единственном экземпляре.
Это в полной мере относится как к предметному миру потребления, так и к всевозможным услугам и навыкам. Подобное массовое стремление обусловлено тем, что обеспеченные развитые страны, имеют сформированную сеть социальных институтов, которые обеспечивают своим гражданам стабильное и уверенное существование. Согласно шкале иерархий потребностей А. Маслоу, у жителей развитых стран, как правило, полностью удовлетворены первичные (физиологические) потребности, а также частично вторичные потребности, особенно социальные. В этих условиях закономерно появление массового желания уважения, признания и самовыражения, стремления быть не похожими на других, чем-то отличаться.
В то же время творческое самовыражение - удел не многих. Для большинства людей проще и понятнее самовыражение через «шопинг», ставшего неотъемлемой частью их жизни. То есть в современном мире бессознательная потребность в самовыражении удовлетворяется через акт приобретения чего-то уникального. Индивидуальность и неповторимость «обретается» человеком, через покупку вещей и услуг, наделенных индивидуальными, неповторимыми характеристиками.
Конечно, приобретение товаров, наделенных редкими и своеобразными характеристиками, является лишь сублимацией творческой индивидуализации личности, ее псевдосамовыражением. Тем не менее, в условиях массового удовлетворения первичных человеческих потребностей, что явилось приметой нашего времени и его уникальной особенностью, этот процесс позволяет удовлетворить духовные потребности высшего порядка большинства людей в развитых странах. Точно так же, как массовая культура, не смотря на весь свой примитивизм, удовлетворяет потребность основной массы населения в зрелищах. При этом массовая или псевдокультура, в отличие от подлинной культуры, стала еще и одной из важнейших индустрий.
Нечто подобное, по-видимому, ожидает и сферу индивидуального потребления. Современные технологии позволяют быстро и недорого сделать любой товар совершенно уникальным - телевизор, автомобиль, жилье, мебель и т.п. Уникальность достигается за счет неповторимого дизайна, цветовой гаммы, набора заложенных в товар функций и потребительских характеристик. Примеров индивидуального подхода при изготовлении или предпродажной подготовки товара в соответствии с пожеланиями покупателя предостаточно уже сегодня. Это не только ателье по индивидуальному пошиву одежды, но и индивидуальное жилищное строительство, индивидуальная комплектация автомобилей, а также широчайшая сфера услуг: от парикмахерских салонов до косметических клиник, где вам вообще могут сделать новую внешность, от частных уроков с изучением только интересующих вас тем или навыков до подбора индивидуальных туристических маршрутов. И год от года индивидуализация производства растет и расширяется.
Эти тенденции привели к тому, что сегодня в постиндустриальных обществах самыми востребованными и, следовательно, самыми обеспеченными являются люди творческих профессий: дизайнеры, рекламисты, маркетологи, консультанты и другие специалисты. То есть, по выражению профессора И М. Ильинского, те, кто помогают «найти новые рынки сбыта, ниши для производства, способны разжечь аппетит потре бителей ».