При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

    Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

    Любая деятельность осуществляется в рамках объективных законов природы и общества. Не является исключением и управленческая деятельность. Именно поэтому для повышения эффективности деятельности менеджеру необходимо знать и понимать возможности и ограничения, которые "диктуют" законы объективного мира.

    Деятельность любой организации требует управления, без этой деятельности невозможно не только эффективное функционирование, но даже существование организации.

    Под управлением мы понимаем целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата.

    Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

    I. Древний период 9-7 тыс. лет до н. а, примерно до XVITI в.

    II. Индустриальный период (1776-1890 IT.).

    III. Период систематизации (1856-1960 гг.).

    IV. Информационный период (1960 г. - по настоящее время).

    Первые попытки теоретического обобщения накопленного опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производственных процессов, развитие инфраструктуры (железнодорожный транспорт, телеграфная и телефонная связь) способствовали росту размеров предприятий. В ситуации ненасыщенных рынков ключевым фактором успеха функционирования предприятия являлись объемы продаж и доступность цены. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб. Именно поэтому управление мощными корпорациями, ориентированными на рынки большой емкости, с позиций эффективного распределения и использования ресурсов, в том числе и человеческих, стало основной проблемой менеджмента на рубеже XIX и XX вв.

    1. Основные положения классической (административной) школы управления
    2. Основные положения школы человеческих отношений и поведенческих наук
    3. Школа количественного подхода к управлению
    4. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению
    5. Организация как система управления
    6. Внешняя среда и ее влияние на организацию
    7. Внутренняя среда организации (менеджмента)
    8. Организация: условия и результат управления. Основные черты организации
    9. Жизненный цикл организации
    10. Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм
    11. Планирование как функция менеджмента. Виды планирования
    12. Процесс стратегического планирования
    13. Цели и целеполагание управленческой деятельности
    14. Классификация целей предприятия
    15. Типы организаций
    16. Понятие организационной структуры. Виды организационных структур
    17. Линейная структура управления
    18. Линейно-функциональная структура управления. Дивизиональная структура
    19. Линейно-штабная структура управления
    20. Матричная структура управления
    21. Принципы проектирования структур организации
    22. Что такое мотивация. Процесс мотивации
    23. Содержательные теории мотивации по А. Маслоу, Ф. Герцбергу и Макклеланду
    24. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда
    25. Системы стимулирования
    26. Контроль как функция управления
    27. Процесс управленческого контроля
    28. Решения в процессе менеджмента
    29. Этапы принятия управленческого решения
    30. Роль коммуникаций в менеджменте. Виды коммуникаций
    31. Основные элементы коммуникационного процесса
    32. Структура деловой беседы
    33. Барьеры коммуникаций
    34. Управленческая информация
    35. Методы менеджмента, их состав и особенности
    36. Организационно-распорядительные методы управления
    37. Социально-психологические методы управления
    38. Понятие власти как центрального звена системы управления
    39. Подходы к лидерству как социально-психологическому явлению
    40. Авторитарный, демократический и либеральный стили руководства
    41. Модель ситуационного лидерства фидлера
    42. Формальные и неформальные группы в организации
    43. Общие характеристики групп в организации
    44. Сущность конфликтов в организациях
    45. Виды конфликтов в организациях
    46. Системы управления конфликтами
    47. Методы управления конфликтами: структурные, внутриличностные и переговоры
    48. Природа стресса. Управление стрессом
    49. Организационая культура
    50. Понятие эффективности менеджмента
    51. Оценка эффективности управления
    52. Характерные черты современного менеджмента
    53. Особенности российского менеджмента
    © StrategPlann 2009