Этапы принятия управленческого решения

    Подготовка управленческого решения подразумевает наличие системы, состоящей из пяти этапов.

    1. Этап формирования цели. Поставленная цель должна быть существенной и выполнимой с учетом имеющихся ресурсов.

    2. Этап анализа и поиска решений. Сначала необходимо осмыслить проблему, стоящую перед организацией, определить ее природу и значимость. Проблема - это отклонение фактических параметров от целевых, возможность такого отклонения в будущем в случае непринятия каких-либо действий, изменение целей управления. В процессе осмысления проблемы необходимо установить совокупность факторов, влияющих на конечный результат, допустимые отклонения, данные о ресурсах и т. д. Проблемы бывают:

    • стандартные. Для их решения необходим инструкции и руководства;
    • жестко структурированные. Решение - применение экономико-математические модели;
    • слабо структурированные. Решение - произвести системный анализ;
    • неструктурированные (новые). Решение - экспертные оценки и мнения.

    Методы выявления причин возникновения проблем:

    1. выявление факторов, появление которых совпадает с моментом возникновения проблемы;
    2. выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникала;
    3. диаграмма "Рыбья кость" (причинно-следственная диаграмма), ее создатель - Исикава.

    Необходимо проранжировать выявленные причины в порядке важности. Здесь можно воспользоваться правилом Парето: устранение 20% причин может решить проблему на 80%.

    3. Этап принятия решений. При принятии решения устанавливается альтернатива, т. е. ситуация, в которой нужно сделать выбор одной или нескольких возможностей. Для выбора альтернативы (варианты решения) необходимо:

    1) сформировать систему показателей (качественных и количественных), используя метод шкалирования;

    2) сформировать критериальную базу. Критерий позволяет ответить на один из следующих вопросов:

    • является ли альтернатива допустимой;
    • является ли альтернатива удовлетворительной,
    • является ли альтернатива оптимальной;
    • какая из двух сравниваемых альтернатив лучше;

    3) осуществить выбор (принять решение) с учетом рисков и возможностей реализации. "Плохой администратор предлагает правильное решение, а хороший - выполнимое".

    4. Этап воздействия. Методы воздействия на исполнителей бывают экономическими, организационными и воспитательными. В результате происходит мотивация на выполнение выработанного решения.

    5. Этап реализации и оценки. Организация производственного процесса с присущими ему стандартами. Оценка фактического результата, сравнение его со стандартным показателями и оценка отклонения. Получение обратной связи.

    © StrategPlann 2009