Стресс (от англ. stress - туго натянуть) - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Стресс - обычное и часто повторяющееся явление (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение голода и т. п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает большие проблемы для индивида и предприятия.
Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов.
Организационные факторы:
- перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;
- слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;
- неинтересная работа;
- ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;
- неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов.
Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:
- положительные события (свадьба, назначение на новую должность и др.);
- негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности и т. д.).
Стресс необходим для придания смысла нашей жизни. Ставя перед собой цели, достижение которых требует напряженной работы, мы находимся в состоянии эустресса, исполняющего роль внутреннего двигателя, активизирующего наши действия. Отсутствие цели - это один из самых сильных стрессов, принимающий форму дистресса с соответствующими последствиями.
Отрицательные последствия стресса проявляются в
- физиологической реакции организма (язва желудка, головная боль, заболевания сердечной и дыхательной систем и т. п.);
- психологической реакции (раздражительность, бессонница, депрессия и др.).
Эти последствия являются серьезными не только для конкретного индивида, но и для организации в целом.
Жить без стресса невозможно, но, если овладеть методами управления им, можно избежать его негативных последствий.
Методы самоуправления стрессом:
- разработать систему приоритетов в своей работе: важное превыше срочного;
- научиться говорить "нет";
- не соглашаться на противоречивые требования руководителя.
Методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников:
- оценка способностей, потребностей и склонностей для принятия решения о характере и объемах работы;
- при наличии аргументированного обоснования позвольте работникам отказаться от порученной ранее или планируемой работы;
- полномочия, ответственность и ожидаемый результат должны быть четко описаны. Необходимо использовать обратную связь для того, чтобы убедиться в адекватном восприятии задания сотрудником;
- использование ситуационного подхода к лидерству;
- обеспечение надлежащего вознаграждения за эффективную работу;
- развитие способностей сотрудников, привлечение их к обсуждению сложных вопросов.