Он заключается в овладении приемами управления собственным образом мысли, корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем.
Разработан для решения задач проектирования; разработан режим мышления – сознательная организация мысленного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы. Выделяются различные режимы мышления:
- Режим заключается в мышлении по основным элементам. Оно заключается в выделении основных элементов мысли (тетчемы). Мэтчет рекомендует структурировать их по 7 группам.
1.1 Варьирование подходов
§ Потребности исследования.
§ Ключевая категория исследования.
§ Предварительная гипотеза.
§ Сам подход (парадигма исследования).
§ Варианты переключения с одного подхода на др..
2.1 Ключевые суждения.
§ Предположить
§ Взвесить.
§ Оценить.
§ Сравнить.
§ Экстраполировать.
§ Оставить без изменений.
§ Предвидеть.
3.1 Стратегия мышления:
§ Продолжить в избранном направлении.
§ Продолжить и расширить круг проблем.
§ Изменить направления.
§ Сопоставить с прошлым.
§ Сопоставить с будущем.
§ Изучить детали.
§ Обобщить.
§ Искать противоречия.
§ Продолжить более интенсивно.
§ Прекратить.
4.1 Тактика мышления:
§ Оценить риск.
§ Определить последствия.
§ Развить идею.
§ Сравнить с аналогичными ситуациями.
§ Разделить действия.
§ Приспособить к объяснению известного.
§ Сосредоточиться на частичном.
§ Разложить на компоненты.
§ Установить причину.
§ Оценить возможность нового подхода.
§ Сравнить варианты.
5.1 Взаимодействия и зависимости.
§ Накапливать и хранить решения.
§ Выявлять зависимости.
§ Отложить принятие решения.
§ Проверить на субъективность .
§ Проверить на соответствие.
§ Соотнести с известным.
§ Сообщить идею.
6.1 Конструирования понятий.
§ Использовать понятия.
§ Изменить ракурс абстракций, т. е. приоритеты признаков при формировании задачи.
§ Использовать схему стратегии.
§ Изменить точку зрения.
§ Сравнить с существующей ситуацией.
§ Сравнить с возможной ситуацией.
7.1 Устранения препятствий.
§ Обойти препятствие.
§ Устранить препятствие.
§ Разрушить препятствие.
§ Начать деятельность с 0.
§ Начать новый этап деятельности.
§ Действовать одновременно в разных направлениях.
- Режим - мышление стратегическими схемами.
- Режим в параллельных плоскостях (способность исследователя не только мыслить, но и следить за собственными мыслями и действиями, оценивать их определенном образом, определять в процессах мышления ключевые моменты и сосредоточивать внимание на них).
- Галаграфическое мышление, т. е. мышление с разных точек зрения и в разных ракурсах видения проблем.
- Мышление образами, ассоциативное мышление (производное знания и опыта), способность исследователя отождествлять проблему, концепцию, гипотезу, ситуацию с каким-либо образом. Весьма продуктивное мышление, имеющее большой потенциал развития.