Широко известно сравнение организации с айсбергом, видимая часть которого – формальная структура, а невидимая – неформальная.
На самом деле структура управления организацией не застывший “скелет”, а динамичное, постоянно воспроизводимое в отношениях людей формально-неформальное распределение задач, полномочий, ответственности, установление связей и отношений между членами коллектива.
При решении практических задач организационного проектирования формальная структура управления как наиболее ясная, подверженная рациональному формированию и регулированию характеристика системы, должна находиться в центре внимания.
Неформальные аспекты следует рассматривать как фактор, лишь поддерживающий функционирование организации, а не отодвигающий на задний план это целевое (формальное) ее предназначение.
Формальные компоненты:
- Определение и описание работ
- Структура подразделений
- Норма управляемости и иерархические уровни
- Миссии, цели и задачи организации
- Политика и методы в области организации труда
- Показатели производства и эффективности.
Неформальные компоненты:
- Соотношение власти и влияния
- Личные взгляды на организацию и полномочия
- Характер межличностных и групповых отношений
- Групповые настроения и нормы
- Восприятие поведения в части доверия, открытости, взятия на себя риска
- Восприятие индивидуальных ролей
- Эмоциональный настрой запросы и желания
- Эффективность отношений между менеджерами и подчиненными