Подход с позиции социально-технической системы характеризуют как подход с позиции социо-технических систем. Основоположник Е.Л. Трист, сотрудник британского Тавлстонского института. Его исследования показали, что для решения социальных проблем недостаточно обращаться только к кооперированной социальной системе. Вместо этого следует проанализировать техническую систему (методы и машины), а также то, как она воздействует на социальную систему и как социальная система воздействует на нее.
Т.о., подход с позиции социо-технических систем рассматривает организацию, как 2 системы – социальной и технической, - которые обязательно взаимодействуют. Утверждают, что для обеспечения организационной, а следовательно и управленческой эффективности следует обращать внимание не только на людей и их взаимодействие, но и на техническое окружение, в котором они трудятся. Эта школа считает своей задачей изучение людей и социальных систем, а также технологических систем, чтобы убедиться в их гармоничном взаимодействии, а в следующем, если этого нет, выяснить, нельзя ли посредством изменения технологии создать более эффективно действующее подразделение.
Работы представителей школы в основном посвящены деятельности предприятия и других производственных систем. В основном в центре внимания находится организация производства. Их деятельность дала толчок к проведению многочисленных исследований, посвященных влиянию технологии на функционирование различных организаций.
Управление по целям
Управление по целям (МВО) – популярный метод управления, обладающий потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов, кроме того, это еще и способ мотивации, который помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника.
Питер Друкер опубликовал концепцию МВО, как метод повышения эффективности организации.
Дуглас МакГрегор подошел к рассмотрению этой проблемы с другой стороны. Он считает, что метод необходим, потому что дает возможность оценить руководителя на основе результатов, а не личных качеств.
Процесс МВО:
- Выработка четких, кратких формулировок целей. После выраьотки высшим руководством долгосрочных и краткосрочных целей для организации и для себя лично, эти цели формулируются для работников следующего уровня и т. д..
- Разработка реалистичных планов их достижения. Она дает множество приемуществ, например, оценка практической возможности реализации целей, облегчение поиска эффективных путей достижения целей и др.. Данное планирование разбивается на 6 этапов:
- Определение основных задач и мер, необходимых для достижения цели
- Установление имеющих определяющее значение взаимосвязей между основными видами деятельности.
- Уточнение ролей и взаимоотношений и делегирование соответствующих полномочий для выполнения каждого вида деятельности.
- Оценка затрат времени для каждой операции и подоперации.
- Определение ресурсов, необходимых для каждой операции.
- Проверка сроков и коррекция планов действий.
- Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов.
- Корректирующие меры для достижения запланированных результатов, как последний этап контроля.
Исследования показывают, что персонал, имеющий перед собой четко поставленные цели, имеют более высокую производительность. Это происходит потому, что индивид имеет четкие ожидания относительно результатов