Экологическая политика

    В мировом сообществе существуют проблемы, касаю­щиеся каждой страны, каждого человека. Эти проблемы на­зывают глобальными. Для их решения недостаточно усилий какой-либо одной, пусть даже с большими возможностями страны или группы стран. Для этого необходимо привле­кать разнообразные ресурсы со всего мира и грамотно объ­единять усилия по их решению. Таких проблем очень много, но пять самых главных из них — экологическая, демогра­фическая, природоресурсная, разоружение и нераспростра­нение ядерного оружия, борьба с терроризмом.

    Сегодня на первый план вышла экологическая пробле­ма. Загрязнение окружающей среды, добыча ресурсов, де­мографический рост и другие схожие проблемы приводят к существенному изменению условий жизни человека и состояния атмосферы. Так, экологическая проблема стала мировой и приобрела ряд экономических аспектов. Вместе с тем для нее характерна тенденция обострения.

    Впервые на мировом уровне об экологической пробле­ме заговорили в 1970-х гг. в рамках Римского клуба. Им рассматривались вопросы, связанные с нарушением окру­жающей среды и экологии и влиянием на человека этих факторов. Тогда предполагалось сосредоточить внимание на уменьшении влияния хозяйственной деятельности и сокращении темпов роста народонаселения. Эти меры должны были проводиться при помощи регламентации экономического роста.

    Но теперь стало ясно, что таких мер недостаточно и сами они не дают желаемого эффекта в необходимой для того степени. Все большее развитие стран имеет и свою оборотную сторону: появляются новые и все более опасные тенденции и проблемы (ядерные отходы, изме­нение климата на планете). Они охватывают не только экономически развитые и высокотехнологичные страны, но практически всю территорию Земли.

    Эти проблемы не только ухудшают и без того неблаго­получную ситуацию, но и ускоряют темпы загрязнения окружающей среды: многие современные показатели уже несопоставимы с аналогичными в предшествующие пе­риоды. В XX в. уничтожена четверть всех обрабатываемых земель и более двух третей лесов. За последние 30 лет за­грязнение воды увеличилось более чем в 10 раз, а произ­водство возросло в 2,5 раза. Многие специалисты говорят и о проблеме загрязнения космоса, так как за последние годы в нем накопилось множество уже не нужных нам объектов, многие из которых нельзя возвратить на Зем­лю — это может вызвать серьезные и непоправимые по­следствия.

    При всем этом явном и быстром ухудшении экологи­ческих показателей расходы на охрану природы возросли всего в 3,5 раза, причем существует тенденция, при кото­рой этот разрыв увеличивается еще больше.

    Сотрудничество в экологической сфере предполагает взаимодействие стран, так как многие из них (развиваю­щиеся и страны с переходной экономикой) не имеют достаточного количества средств для преодоления эколо­гической угрозы. Естественно, большая часть вредных выбросов приходится на развитые страны, но, по прогно­зам специалистов, «вклад» в этой области развивающихся стран к середине XXI в. увеличится с 28% (на сегодняш­ний день) до 40%.

    В решении этой проблемы необходимо опираться на международный уровень. Еще в 1983 г. была создана Все­мирная комиссия по окружающей среде и развитию в рамках Организации Объединенных Наций.

    В 1992 г. проводилась конференция в Рио-де-Жанейро по развитию и окружающей среде. На ней была принята «Повестка дня на XXI век», которая содержала ряд поло- жжений. Главными из них являются: права людей на здоро­вье, охрану окружающей среды, соблюдение интересов будущих поколений, внесение изменений в технологии и методы производства и потребления.

    Современные экологические проблемы носят и поли­тический характер. Это относится прежде всего к сфере создания и проведения испытаний ядерного оружия. Со­трудничество в этой сфере требует особого внимания, хотя зачастую ограничения по использованию опасных ве­ществ, ядерного оружия и прочее идут в разрез с нацио­нальными интересами той или иной страны.

    Для решения экологических проблем не применимы рыночные методы, что относится и к другим глобальным проблемам. Для этого требуются административные и дру­гие, косвенные меры. К первым относятся запреты, ограни­чения, установление определенных стандартов, обязанно­стей проводить экспертизы и т. д. К косвенным относятся: штрафы, платежи, специальные налоги и сборы, создание природоохранных фондов и др.

    Настоящий период, характеризующийся обострением экологических проблем, возникновением катаклизмов, заставил многие страны объединить усилия. Существует ряд мер, которые необходимо предпринять для обеспече­ния экологической безопасности: осознание всей остроты экологической проблемы, разработка и осуществление последовательных мер в этом направлении, постоянный контроль за состоянием окружающей среды, привлечение к ответственности за нарушение природоохранного зако­нодательства, обеспечение контроля за возведением эко­логически опасных объектов, экологическое воспитание населения и т. д.

    Всем этим вопросам была посвящена конференция ООН в Киото в 1997 г., в которой приняло участие более 120 стран. Обсуждались меры по привлечению средств стран со всего мира, были установлены предельные уров­ни выбросов для каждой страны (причем страны могут продавать свои квоты друг другу).

    В 2000 г. состоялся форум в Гааге. На нем страны по­пытались устранить те недостатки, которые все же сущест­вуют в рамках квотирования, и устранить недостатки в программе по сокращению выбросов в атмосферу.

    Как бы то ни было, страны всего мира понимают всю значимость экологической проблемы и стараются коорди­нировать свои действия в природоохранной сфере.

    Государственная политика, проводимая с определенны­ми целями, может значительно влиять на формирование конкурентных преимуществ различных стран. В послед­ние десятилетия она все чаще осуществляется с помощью проведения активной экологической политики в рамках экономической стратегии наиболее развитых государств. Государство вынуждено вмешиваться в решение экологи­ческих проблем, потому что рыночные механизмы сами по себе пока что не могут учитывать экологические из­держки в цене товаров. Это сфера, в которой фирмы не всегда получают немедленную прибыль, но выгоды для нации в целом значительно выше выгод, получаемых от­дельными компаниями.

    М. Портер считает, что экологическая политика не влия­ет отрицательно на конкурентоспособность государств, так как страны с наиболее строгим природоохранным законо­дательством лучше всех экономически развиты. Наоборот, экологическая политика способствует повышению конку­рентоспособности государств, отраслей и отдельных фирм. Это доказывается и научными исследованиями, и практи­ческой деятельностью фирм. На уровне государств экологи­чески ориентированная экономика способствует повышению конкурентоспособности нации в целом, так как улучшается среда обитания, повышается качество и увеличивается про­должительность жизни трудоспособного населения. Иногда отдельная компания не получает сразу же прибыли от вло­жений в охрану окружающей среды, но для всей страны та­кие преимущества более убедительны.

    Развитые страны используют экологическое законода­тельство и экономические рычаги природоохранной по­литики для повышения конкурентных преимуществ фирм и в конечном счете государства в целом. С этой целью они стимулируют ранний спрос на экологически чистую про­дукцию, повышают информированность потребителей, проводят сбалансированную политику в отношении ино­странных инвестиций, поощряют внедрения экологиче­ски чистых технологий и развивают новые экологические отрасли. При этом особенно важно принимать первыми по сравнению с другими странами строгие стандарты и нормы, постоянно их ужесточать и контролировать их выполнение. Это дает технологическое преимущество в кон­курентной борьбе.

    В некоторых отраслях экономики субъектами конку­рентной борьбы являются фирмы, а не государства. Фир­мы рассматривают экологически ориентированное произ­водство как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Это может достигаться за счет следующих факторов:

    1)    экономия сырья и энергии ведет к прямому сниже­нию издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и пере­работке отходов;

    2)    большинство экологических проблем представляют собой дополнительные возможности для фирм, главной предпосылкой которых является постоянное совер­шенствование технологий; наибольшие конкурентные преимущества получают фирмы, ранее других осуществ­ляющие капиталовложения в экологически чистые тех­нологии.

    В последнее время фирмы сами требуют от государства ужесточения законодательства для приобретения преиму­ществ над конкурентами. Эта тенденция распространяет­ся не только на отдельные фирмы, но и страны.

    © StrategPlann 2009