Мировая электронная торговля

    Понятие «электронная торговля» появилось сравни­тельно недавно. Но трактуется оно во многих аспектах. Зачастую под электронной торговлей понимают сделки по купле-продаже, осуществляемые через Интернет. В то же время существует и другая точка зрения: сделки по купле- продаже осуществляются по любым электронным сетям (например, с использованием возможностей интерактив­ного телевидения). Иногда ее суть пытаются раскрыть с по­мощью уже знакомых понятий: как дальнейшее развитие посылочной торговли по каталогам или некоторое про­должение развития электронных транспортных, банков­ских и биржевых систем, с помощью которых осущест­влялись расчеты.

    «Электронная торговля» — русский перевод английско­го термина e-commerce, что точнее перевести как «элект­ронная коммерция». Последний перевод предполагает бо­лее широкий спектр толкований.

    Согласно определению ВТО электронная коммерция — это процесс производства, продажи, рекламы и распро­странения какой-либо продукции по всем телекоммуни­кационным сетям. С этим определением согласны прак­тически все крупные организации. Поэтому в русской литературе определения «электронная торговля» и «элект­ронная коммерция» считаются синонимами.

    Производственная составляющая электронной торговли проявляется в отношении электронных услуг и электрон­ных товаров (они носят главным образом информацион­ный характер). Электронные услуги несколько отличаются от обычных: они могут быть отделены от производителя, их можно видеть (например, с помощью компьютерного монитора мы можем видеть, как деньги с нашего банков­ского счета переходят на другой).

    Экономические отношения в Интернете являются ос­новой интернет-экономики (или сетевой экономики). Последнее понятие появилось давно, но его значение было несколько другим. Сейчас это все экономические про­цессы, которые происходят в глобальной сети Интернет.

    Суть электронной торговли заключается в том, что осу­ществляется некоторая коммерческая сделка. Причем стороны приходят к соглашению без непосредственного контакта друг с другом, а через сеть Интернет. В результа­те происходит смена собственника того объекта, который является предметом купли-продажи.

    Электронная коммерция включает в себя не только са­му коммерческую сделку, но и интернет-маркетинг, кон­такты с поставщиками через Интернет, обслуживание клиентов уже после продажи им товара, систему платежей и доставки различными способами (онлайновым или тра­диционным) и т. д. Но все названные элементы не принад­лежат к электронной торговле без коммерческой сделки.

    Для более детальной характеристики всех этих процес­сов используется понятие «электронный бизнес». Под ним понимают любую деятельность той или иной фирмы, которая осуществляется в сети Интернет и приносит ей соответствующий доход. Электронная торговля включает­ся в электронный бизнес, причем последнее понятие го­раздо шире. Например, работа в поисковых порталах для бесплатного поиска необходимой информации в Интер­нете — это не электронная коммерция, но это электрон­ный бизнес. Деятельность же интернет-магазинов — это электронная торговля, так как это предполагает осущест­вление коммерческой сделки.

    Основой электронной торговли являются информа­ционные технологии. Таким образом, электронная тор­говля — это технологии по управлению информацией электронным образом, которые приводят к заключению торговой сделки в сети Интернет.

    Весь процесс осуществления электронной торговли можно подразделить на три стадии:

    1) стадия поиска. На этом этапе осуществляется поиск необходимого товара и происходит первое взаимодей­ствие продавца и покупателя;

    2) стадия заказа и оплаты. Эта стадия наступает, если обе стороны согласны с условиями совершения этой сделки;

    3) стадия поставки.

    В отличие от традиционной торговли в электронной сложно выделить международную и внутреннюю, так как во многих странах не ведется такой учет. Кроме того, слож­но определить географическое положение фирмы, которая осуществляет трансакции. Каждый адрес в Интернете имеет окончание, обозначающее принадлежность к той или иной стране. Но это окончание не всегда совпадает с географи­ческим положением сервера. При этом международный ас­пект в этой области очень важен, так как в большинстве своем глобальные рынки еще не сформированы.

    Электронная торговля имеет ряд преимуществ по срав­нению с традиционной. Она значительно сокращает трансакционные издержки, делает более простым процесс со­вершения сделок и сокращает его. Информационный товар гораздо легче доставить через Интернет, причем стоит это дешевле. Что касается других видов товаров, то зачастую покупателю понадобится меньшая сумма денег при покупке товара через Интернет.

    В большинстве своем виртуальные компании заре­гистрированы в определенном месте и, соответственно, платят налоги. У них есть реальные сотрудники, которые занимаются обслуживанием оборудования. Конечно, су­ществуют и нелегальные компании, которые не зарегист­рированы и осуществляют криминальную деятельность. С ними ведется борьба, особенно в развитых странах, в ко­торых уже имеется необходимая юридическая база для этого. В то же время существуют и еще не решенные про­блемы. Например, легальность функционирования тех компаний, которые не зарегистрированы ни в одной из стран мира, но и законы не нарушают. В этом и проявляет­ся разница в темпах развития гражданского права и элект­ронного бизнеса.

    Участниками электронной торговли являются фирмы и домашние хозяйства. Государство принимает в ней участие в меньшей степени, так как несколько отстает в освоении экономического электронного пространства. В некоторых развитых странах проводятся госзакупки с использованием интернет-технологий, но в мировом масштабе подобные действия наблюдаются редко.

    Существует два основных вида электронной коммер­ции: торговая площадка и электронный магазин.

    На торговых площадках осуществляются, как правило, сделки между различными фирмами. Создаются они большим количеством участников: покупателями, про­давцами и третьими лицами. Такие площадки имеют функциональную или отраслевую направленность. Вир­туальные площадки могут создаваться в различных видах: виртуального каталога, биржи или аукциона.

    Электронные магазины используют розничную торго­влю. Во многом они похожи на традиционные. В элект­ронных магазинах покупатель может оценить внешний вид товара, проконсультироваться, узнать мнения дру­гих покупателей и расплатиться в случае совершения по­купки.

    © StrategPlann 2009