Особенности развития, товарная структура и распределение международной торговли

    Все страны мира постепенно все более втягиваются в международное разделение труда. Об этом свидетель­ствуют темпы роста международного товарооборота. За по­следние 150 лет они превышают темпы роста ВВП. На де­сятки процентов увеличиваются показатели мирового экспорта и импорта.

    При подробном рассмотрении в мировой торговле изу­чают два аспекта:

    1) темпы роста мировой торговли в целом;

    2) изменения в ее товарной и географической струк­туре.

    Темпы роста рассматривают у импорта и экспорта. То­варная структура подразумевает под собой соотношение между некоторыми группами товаров. Географическая структура — доля какого-либо региона, страны или груп­пы стран.

    Высокие и стабильные темпы роста международного товарооборота свидетельствуют об увеличении в послед­нее время емкости рынков. Это качественно новые при­знаки мировой торговли. Растут объемы торговли уже го­товыми промышленными изделиями того или иного рода, а в особенности машинами и оборудованием. Еще выше темпы у отраслей, связанных с продажей различных средств связи, электронной и компьютерной техники и т. д. При этом следует заметить, что у транснациональных корпораций в мировой торговле в сфере обмена комплек­тующими в рамках кооперации производства темпы са­мые высокие. Кроме того, ускоренно развивается мировая торговля услугами. Большая доля по-прежнему приходит­ся на экономически развитые страны.

    В настоящее время существует тенденция к повыше­нию доли готовой продукции. Сейчас на нее приходится более 70%. Остальные 30% делят между собой экспорт сельскохозяйственной продукции и добывающие отрасли промышленности.

    Современная торговая политика, проводимая каждой страной, характеризуется наличием в ней двух противопо­ложных тенденций — протекционизма и либерализации. Это не значит, что страна обязательно проводит эти две политики одновременно. Просто в разные периоды раз­вития торговли преобладало что-то одно. Например, в 1950—60-х гг. проводилась политика, направленная на либерализацию, а уже в 1970—80-х гг. — на усиление про­текционизма.

    Но меры могут быть не так уж однозначны. Уменьше­ние таможенного регулирования не равно устранению ре­гулирования. При помощи современных гибких методов одновременно можно использовать новейшие средства для защиты национального производителя. Протекцио­низм предстает в новой форме интеграционных группи­ровок (как уже существующих, так и новых). В результате подобных действий исчезает фактическое равенство участ­ников международного обмена. В рамках определенной группировки страны устанавливают свои «правила» торго­вли, свои таможенные пошлины или льготные режимы, а по отношению к другим, третьим странам, они осущест­вляют протекционистскую политику.

    Протекционизм может выражаться в таможенных по­шлинах. Оговариваются случаи, в ряде которых страны могут их повысить, если иностранный импорт нанес боль­шой вред национальной экономике. Но протекционизм проявляется не только в таможенных мерах. Государство может устанавливать количественные ограничения на ввозимую продукцию, устанавливать стандарты качества, экологические нормы и т. д. При этом они могут носить избирательный характер.

    Таким образом, либерализация международной торгов­ли сопровождается возникновением новых гибких протекционистских барьеров. Их появление требует при­стального контроля со стороны многочисленных между­народных организаций за их разработкой и практическим применением.

    Усложняется государственная политика не только по отношению к протекционизму. Это относится, к примеру, к стимулированию экспорта. Если раньше в этих целях применялось прямое кредитование, то теперь методы значительно усложнились: они стали более гибкими, дейст­вуют менее заметно и применяются по отношению к от­дельным видам продукции. Государство может финанси­ровать некоторые отрасли, которые нацелены на экспорт, не напрямую, а косвенно (в первую очередь это наукоем­кие отрасли).

    В некоторых государствах активно применяется прямое субсидирование экспорта. Это в основном относится к сель­скохозяйственной продукции. Но подобные принципы вредят принципам свободной конкуренции и поэтому не приветствуются мировым сообществом. Гораздо спокой­нее оно относится к экспортному кредитованию или к та­кому явлению, как страхование экспортных поставок. Кроме того, государство может помогать фирмам за рубе­жом, которые рекламируют продукцию данной страны или помогают ее фирмам. Такая помощь выражается в от­крытии филиалов или исследований иностранных рынков.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время государства предпочитают использовать не прямые меры и схемы экспортного субсидирования, а более скры­тые. Они заключаются в осуществлении косвенной под­держки либо некоторых отраслей, либо групп товаров.

    При этом существует множество организаций, которые тем или иным образом воздействуют на мировую торго­влю или регулируют некоторые ее аспекты. Сперва это было Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а затем его функции стала выполнять его преем­ница — Всемирная торговая организация (ВТО).

    © StrategPlann 2009