Налоги и их виды

    Налоги являются необходимым условием достаточности государственного бюджета. Если расходы на содержание бюджетных организаций, социальные выплаты составляют государственные расходы, то налоги — доход в казну государ­ства.

    Налоги — это регулярные отчисления от дохода всех эконо­мических субъектов, которыми выступают индивиды, домаш­ние хозяйства и фирмы. Необходимым условием процесса налогообложения является процесс определения ставки нало­га, т. е. его размер на единицу облагаемого объекта. Налоги, как правило, связаны с производственно-хозяйственной или коммерческой деятельностью субъектов. В соответствии с этим выделяют акцизы, налоги на прибыль, и на недвижимость и пр. Налоги изымаются на основании ст. 57 Конституции РФ и классифицируются следующим образом.

    1. Прямые налоги подлежат уплате теми экономическими субъектами, которые являются владельцами какой-либо нало­гооблагаемой собственности (движимое или недвижимое имущество). Например, подоходный налог, налог на прибыль коммерческих и производственных организаций, налог на имущество, а также налог на полученное наследство. С нало­гом на прибыль тесно связано понятие теневой экономики. Очень часто предприниматели, дабы избежать уплаты налога, скрывают доходы организации. Это позволяет им большую часть выручки пустить на дальнейшее развитие и нужды фир­мы. Долю теневого производства можно рассчитать, исполь­зуя показатель совокупного потребления всех экономических субъектов.

    Косвенный налог платит конечный потребитель товаров и услуг, которые подлежат налогообложению. Таким образом, данный налог заранее входит в стоимость реализуемой на рынке продукции, тем самым определяя розничную цену про­даж. Бремя налога в итоге ложится на потребителя, а произво­дитель избавляет себя от излишних затрат. Таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж — все это примеры косвенных налогов. Налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие части вновь созданной стоимости, разницу между суммой налога, полученной предприятием посредством реализации товаров и услуг, и суммой налога, которую он был вынужден заплатить за приобретение необходимых сырья и материалов.

    2. Прогрессивные налоги непосредственно связаны с вели­чиной объекта налогообложения. Иными словами, налоговая ставка растет пропорционально увеличению данного показа­теля. Например, чем выше доход, тем большую сумму налога в относительном выражении должен выплатить его владелец. Если средняя заработная плата составляет около 25 тыс. руб., то предельная налоговая ставка составляет общепринятые 13%. Когда заработная плата или иные источники дохода начинают расти, экономический субъект, помимо 13%, платит дополнительный процент от той суммы сверхприбыли, кото­рая получается в результате вычета из текущего дохода преж­них 25 тыс. руб. Сбор налогов данным способом позволяет добиться более эффективного распределения и перераспреде­ления доходов в экономике, однако опять же существует риск не учесть все доходы вследствие наличия теневого бизнеса.

    Регрессивный налог составляет наиболее оптимальную величину абсолютно для всех экономических субъектов, из дохода которых регулярно производятся отчисления в госу­дарственную казну. Получается, что люди с высокими дохода­ми платят меньше, чем положено, а с низкими — наоборот, большую часть собственного бюджета. Это касается, как пра­вило, косвенных налогов, например НДС. Это связано с тем, что товар, продаваемый на рынке, имеет одинаковую стои­мость независимо от покупательной способности потребителя и факта, к какому слою населения он относится. В результате покупатели по-разному в процентном отношении расходуют имеющиеся в наличии денежные средства.

    Пропорциональный налог состоит из денежных отчислений, которые производятся исключительно в равной степени со всех облагаемых налогом объектов, различающихся ценовыми показателями. Сюда, к примеру, можно отнести все налоги на имущество как физических, так и юридических лиц.

    Таким образом, налоги являются своеобразным регулято­ром экономической активности и других процессов в эконо­мике. В зависимости от того, какая система налогообложения развита, государство может проводить либо ограничительную, сдерживающую политику, либо, наоборот, стимулировать эко­номический рост.

    © StrategPlann 2009