Предложение: факторы предложения, закон

    Рыночная ситуация складывается под влиянием двух эко­номических категорий: спроса и предложения. Покупатели для удовлетворения собственных потребностей и под влия­нием предпочтений вынуждены приобретать на рынке те или иные товары или услуги. Однако их возможности ограничены поведением фирм-производителей, которые непосредственно осуществляют поставку на рынок востребованного продукта.

    Предложение на рынке товаров и услуг характеризуется объемом товарной продукции, которую производители, посредники или продавцы готовы выставить на продажу по различным альтернативным ценам в рамках одного временно­го промежутка. Величина предложения на рынке, его структу­ра непосредственно определяется потребительским спросом, т. е. желанием покупателя приобрести именно данный тип товара для текущего или будущего потребления, а также уров­нем доходности или платежеспособности экономического субъекта. В соответствии с вышеизложенным получается, что закон предложения отражает прямую зависимость между объемами производства и уровнем установленных рыночных цен. Иными словами, если цены на рынке товаров и услуг, факторов производства, финансовом рынке и пр. планомерно растут вверх, производитель автоматически принимает реше­ние производить и поставлять на рынок для реализации все больший объем продукции, работ, услуг.

    На величину предложения оказывают влияние два вида факторов:

    1) ценовые факторы. Они неразрывно связаны с процессом ценообразования, будь то цены на готовую продукцию или на первичное сырье, которое идет на ее изготовление. Соответственно, если общий уровень рыночных цен невы­сок, это будет сопровождаться большими издержками про­изводителей, особенно если цены на ресурсы и факторы производства слишком высоки. В этом случае выручка от продажи произведенной продукции будет практически вся уходить на покрытие издержек и уплату налогов;

    2) неценовые факторы:

    а) динамика цен на ресурсы. Для осуществления произ­водственной деятельности фирма делает закупки сырья и необходимого оборудования. При увеличении цен на основные, оборотные фонды и ресурсы производства, издержки предприятия тоже будут неуклонно расти. Рост затрат, в свою очередь, вынуждает фирму или пред­приятие сокращать производственную деятельность до тех пор, пока цена на единицу продукции не окажется равной или ниже предельных издержек; в результате предложение начинает сокращаться;

    б) разработка новых технологий позволяет производите­лю увеличить эффективность производства и, как след­ствие, количество производимой продукции. Внедрение новых основных производственных фондов и технологи­ческих открытий (машины и оборудование) на произ­водстве способствует снижению показателей материало­емкости и трудоемкости и росту фондоотдачи. Иными словами, реальным становится процесс расширения масштабов производства;

    в) динамика величины налогообложения. Налоги являют­ся регулятором государственного бюджета, они периоди­чески (как правило, раз в месяц) изымаются из дохода всех экономических субъектов. Чем выше налоговая ставка и сумма налога, подлежащая отчислению, тем ниже становится потенциал для дальнейшего развития. Это может явиться причиной возникновения такой про­блемы, как теневая экономика и сокрытие доходов. Например, рост ставки налога на прибыль и землю, став­ки процента на арендную плату, а также других отчисле­ний. Например, рост величины единого социального налога ведет к тому, что у организации остается все мень­ше возможностей для дальнейшего развития, поскольку совокупные издержки в целом могут оказаться на уровне прибыли или же, если организация находится в состоя­ния кризисности, даже превышать ее;

    г) численность продавцов на рынке. При совершенной конкуренции из-за однородности производимого товара может быть нарушена динамика предложения, так как поставка продукции по своей величине не соответствует величине спроса.

    © StrategPlann 2009