Монополия

    Рынок представляет собой достаточно сложный механизм, основанный на взаимодействии спроса и предложения, посред­ством чего устанавливается общий уровень цен. Реализация товаров, работ, идей, услуг на любом рынке принимает вид соперничества, поскольку каждая фирма-производитель стре­мится к захвату большей доли рынка, получению наилучших условий ведения деятельности и своего собственного потребите­ля. Такое соперничество на рынке носит название конкуренции, это еще один из элементов рыночного механизма. Конкуренция положительно влияет на производственный процесс, поскольку каждая фирма стремится осуществить какие-то нововведения, что-то изобрести.

    Все это, несомненно, способствует техноло­гично-производственному развитию бизнеса. Таким образом, рыночная структура характеризуется наличием или отсутствием монопольной власти. С понятиями «монополия» и «конкурен­ция» неразрывно связано понятие рыночной власти. Чем выше данная величина, тем жестче на рынке конкуренция. Макси­мальной властью конечно же является монополия.

    Монополия — фирма или иное юридическое лицо, осу­ществляющие на рынке коммерческую или сбытовую функ­цию, занимающие наибольшую долю рынка и диктующие на нем свои условия. Монополизм характеризуется установлени­ем завышенных цен на все товары и жестким контролем над организационной структурой и функционированием рыноч­ного механизма.

    Монопольная цена представляет собой разновидность рыночной цены, которая имеет наибольшую величину по срав­нению с ценами других товаропроизводителей, посредством чего обеспечивает монополиста сверхприбылью. Монополь­ная цена может иметь две формы. Монопольно высокая цена устанавливается на товары и услуги, которые были изготовле­ны и поставлены на рынок фирмой-монополистом. Сама монополия факторы производства и другие необходимые для деятельности ресурсы приобретает по монопольно низкой цене.

    Выделяют два вида монополии.

    Абсолютная монополия — это рыночная ситуация, при которой на рынке фактически действует единственная фирма, обеспечивающая общество необходимой продукцией, любое проявление соперничества полностью исключается. Абсолют­ная монополия имеет следующие особенности:

    1) На рынке действует один производитель, он самостоя­тельно устанавливает цены на продукцию, которую реали­зует, и полностью контролирует всю торговую деятельность и рыночные сделки.

    2) Если на рынке действует монополист с абсолютной властью, другие фирмы оказываются вне конкуренции: доступ на рынок им закрыт.

    3) Перемещения трудовых и иных ресурсов и факторов про­изводства носят структурированный характер, их мобиль­ность ограничена.

    4) Продукция монополиста абсолютно уникальна и не име­ет аналогов и, кроме того, она имеет товарный знак.

    5) Обладая абсолютной властью, монополист имеет полное право регулировать процесс ценообразования. В результате стоимость единицы продукции составляет ровно столько, сколько необходимо чтобы восполнить утрату уникальных ресурсов, которые применялись при производстве. Естественная монополия представляет собой рыночную ситуацию, когда сегмент рынка или экономическая отрасль находится целиком и полностью в руках одной фирмы, которая поставляет на рынок абсолютно уникальный и необходимый обществу продукт. Естественными монополистами являются те фирмы, власть которых принимается как нечто само собой разу­меющееся. Например, в газовой или нефтяной отрасли наличие нескольких фирм просто не нужно, поскольку ресурс, как и продукт, один и тот же, в отличие от других рынков, где товар в зна­чительной степени дифференцирован.

    Столь крайние формы рыночной структуры, как монопо­лия или совершенная конкуренция, на практике практически не встречаются. Сегодня, когда производство достигло пика своего развития, не может возникнуть такая ситуация, чтобы на рынке имелся только один продавец, который реализовывал бы товар, не имеющий аналогов. Так или иначе практиче­ски любая продукция может иметь заменители или менее качественные суррогаты. С монополизмом государство борет­ся посредством антимонопольного законодательства, что позволяет сохранить в стране здоровый экономический кли­мат, поддержать развитие бизнеса и в целом обеспечить высо­кий экономический рост.

    © StrategPlann 2009