Равновесие фирмы в краткосрочном периоде

    На рынке совершенной конкуренции в одной отрасли существует множество фирм, которые имеют одну специали­зацию, но разные направления развития, масштабы производ­ства и величину издержек. Если цена на товары и услуги начи­нает расти, это способствует появлению на рынке новых фирм, которые желают осуществлять здесь свою производ­ственно-сбытовую деятельность, а также укрепляет положе­ние уже существующих, которые занимают большую долю рынка. При снижении стоимости продукции, реализуемой на рынке товаров и услуг, слабые и мелкие фирмы вследствие чрезмерно высоких издержек не выдерживают конкуренции и исчезают с рынка. Учитывая величину предельных издер­жек, т. е. объем затрат на изготовление дополнительной еди­ницы продукции, можно выделить три возможные характери­стики конкурентной фирмы.

    1. Организация получает нулевую прибыль. Иными слова­ми, после реализации готовой продукции она получает такую величину дохода, что ее хватает только на покрытие мини­мальных расходов. Это значит, что производство само по себе неэффективно, возможно, используется устаревшее оборудова­ние и технологии, а система качества развита слабо. В результате это не позволяет экономить на ресурсах и факторах производ­ства, а показатели трудоемкости и материалоемкости очень высоки. В этом случае фирма является неконкурентоспособ­ной.

    2. Фирма получает сверхприбыль или квазиренту. Это воз­можно в том случае, когда средние затраты на производство меньше установленной рыночной цены, т. е. себестоимость продукции имеет тенденцию к сокращению. Как правило, это обусловлено прогрессивным освоением достижений НТП и развитием в организации таких отделов, которые нацелены на разработку долгосрочных стратегий и освоение рынка.

    3. Выручка фирмы не позволяет ей покрыть даже мини­мальные издержки, себестоимость продукции намного боль­ше рыночной цены. В то же время организация не может про­сто так поднять цены, поскольку совершенная конкуренция подразумевает принадлежность системы образования к любо­му производству. Таким образом, фирма оказывается на грани банкротства, она разоряется и покидает рынок.

    Если говорить в общем о точке оптимальной деятельности фирмы, можно сделать вывод о том, что средние издержки в принципе не позволяют охарактеризовать производство, так как предприниматель заинтересован в росте общей прибыли, а не ее среднего показателя.

    Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде подра­зумевает совпадение величины предельных издержек и пре­дельного дохода, который может быть получен от реализации на рынке каждой последующей единицы произведенных това­ров и услуг. Любая организация старается наладить производ­ство таким образом, чтобы это равенство достигалось. Следу­ет также заметить, что рынок совершенной конкуренции сам по себе имеет одну особенность: на нем предельный доход всегда равняется цене. В соответствии с этим можно рассмо­треть три типа рыночной ситуации.

    1. Стоимость единицы продукции находится приблизи­тельно на одном уровне с величиной средних издержек. В этом случае общий доход фирмы от ведения производственно- хозяйственной деятельности совпадает с общими издержками, что характеризует получение предпринимателем нормальной прибыли.

    2. Совокупная прибыль, которая может быть получена по окончанию производственного цикла и реализации продукции на рынке, превышает валовые издержки, которые пошли на производство, сбыт, рекламу и пр. Благодаря этому фирма имеет возможность получить квазиприбыль или максимальную ее величину.

    3. Затраты фирмы на производство одной единицы про­дукции значительно выше, чем рыночная цена. Это говорит о том, что фирма терпит убытки. Возможно, причина заклю­чена в нерациональном использовании факторов производ­ства, материальных ресурсов или в технологически устарев­шем оборудовании. В любом случае такое производство считается нерентабельным и требуется переспециализация либо реструктуризация.

    © StrategPlann 2009