Дифференциация бизнес-единиц в экономике

    Частная собственность и предпринимательство как тако­вое получили свое развитие в России в итоге реформ начала 90-х гг. ХХ века. С тех пор предприятия и организации начали эффективно развиваться, расти в количественном и каче­ственном отношении. Сегодня фирмы — это основные эконо­мические субъекты, которые так или иначе обеспечивают общество и государство всеми необходимыми товарами и услугами.

    Существует несколько классификаций фирм, но основная из них — деление организаций по размерам, доли прибыли, рынка, масштабам деятельности, степени доверия и рыноч­ной власти. Каждая фирма является уникальной и неповтори­мой, однако все они обладают в одинаковой степени общими чертами. Классификация позволяет выделить крупные (кор­порации, концерны и пр.), средние и мелкие (индивидуальное частное предприятие) фирмы. Это значит, что они отличаются не только штатом сотрудников и размером активов, но и вало­вым выпуском и соответствующим размером выручки.

    Существует мнение, что мелкие фирмы вследствие их недостаточной капитализации и организационной слабости не могут стать конкурентами более крупным, сильным и преус­певающим организациям. В связи с этим прерогативой госу­дарства становятся осуществление контроля над рыночной динамикой, структурой и конкуренцией, оказание помощи и финансовая поддержка слабых фирм, а также сдерживание монополизма сильных. Помощь государства может быть выражена например в целевом финансировании, когда сред­ства из государственного бюджета поступают на счета пред­приятия и затем распределяются на его нужды. Кроме того, очень эффективной считается практика предоставления суб­сидий и налоговых льгот, благодаря чему фирма имеет воз­можность инвестировать свое развитие и совершенствование. Крупная фирма сама по себе наиболее устойчива в бизнесе. Она не покинет рынок в результате нарушения равновесия спроса и предложения, резкого отклонения уровня цен от рав­новесного значения, колебаний процентной и налоговой ставок и курса валют. Как правило, такая фирма организа­ционно развита, имеет огромное число филиалов иногда даже в других странах и действует в различных отраслях, а на случай непредвиденных обстоятельств имеет в наличии некоторое коли­чество товарно-материальных и денежных запасов. В соответ­ствии с вышеизложенным, можно перечислить основные пре­имущества, которыми обладает крупная организация по сравнению со средними и самыми небольшими.

    1. Крупная фирма, как правило, имеет меньшие средние издержки на единицу изготовленной продукции или услуги.

    2. Крупные фирмы имеют все возможности, главным обра­зом финансовые, чтобы осуществить коренные изменения, внедрить в производство или в оборот более новые механизмы и технологические разработки и даже поменять специализа­цию, если того требует сложившаяся экономическая ситуа­ция. Они даже могут приглашать независимых экспертов и разработчиков новых технологий, оплачивать научные исследования и разработки, могут позволить себе длительные сроки окупаемости без ущерба потери прибыли и доли рынка, а также содержать такие специализированные отделы, как отдел маркетинга, стратегического планирования, инноваций и т. д. Соответственно в неопределенной рыночной среде такие организации имеют больше шансов выжить. В этом слу­чае получается, что с увеличением темпов НТП, доля мелких фирм начнет сокращаться, так как они порой не способны даже покрыть издержки ведения деятельности, не говоря уже о получении прибыли и финансировании дальнейшего разви­тия. Все это значительно ослабляет конкуренцию на рынке.

    В то же время и у крупных фирм бывают свои проблемы. По мере расширения размеров и масштабов деятельности начинается рост издержек контроля. Сама организация уже характеризуется снижением степени управляемости и скоро­сти реагирования на рыночные изменения, особенно если организация имеет жесткую регламентированную механиче­скую структуру. Это может привести к тому, что она вследствие отсутствия горизонтальных коммуникационных связей не сможет вовремя среагировать на изменения внешней среды. Что касается малых фирм, то они более гибки и реагируют даже на малейшие экономические изменения, им гораздо проще переориентироваться, и даже в этом случае издержки будут незначительными. Кроме того, именно мелкие органи­зации на рынке труда сегодня составляют спрос, т. е. способ­ствуют решению проблемы занятости в стране. Для неболь­ших организаций выходом может стать программа слияний и поглощений, что позволит им объединить свои усилия и быстрее освоиться на рынке.

    © StrategPlann 2009