Общая модель поведения потребителя

    Каждый экономический субъект в процессе своей жизнедея­тельности рано или поздно сталкивается с проблемой доходно­сти, под которой понимается финансовая способность приобре­тать необходимые товары и услуги. Потребители, осуществляя свой выбор на рынке готовой продукции, ориентируются на собственные потребности, предпочтения и вкусы. Именно они, а также структура дохода и уровень цен определяют состав потребительской корзины.

    Таким образом, поведение потребителя можно представить как экономически сложный процесс обобщения и анализа потенциальных потребностей и привычек, которые так или иначе формируют величину спроса и оказывают значительное влияние на структуру предложения на потребительском рын­ке. Следует отметить, что экономически человек — существо рациональное, поэтому он ищет наибольшую выгоду от сде­лок, т. е. стремится сделать такую покупку, которая удовлетво­рила бы его потребности и в то же время подходила по цене. Здесь не последнюю роль играет система относительных цен. Это означает, что потребитель между двумя товарами, одинако­выми по всем качественным характеристикам, но различающи­мися по цене, непременно выберет более дешевый.

    Полезность блага характеризует его важность, необходи­мость в приобретении для экономического субъекта. Соот­ветственно товары, которые направлены на удовлетворение первичных потребностей, наиболее полезны. Но по закону Г. Госсена получается, что, осуществляя процесс потребления, экономический субъект первоначально получает наибольшую полезность и удовлетворение, а затем с каждой дополнитель­ной единицей блага — все меньше и меньше, и в момент насы­щения полезность составляет величину, равную нулю.

    В связи с этим можно сказать, что потребительское поведе­ние может быть изучено с точки зрения определенных факто­ров. Это позволит составить общую модель рационального потребителя:

    1) субъект всегда стремится к рациональности на основа­нии существующих потребностей, он принимает решение, ставит цель и пытается извлечь максимальную пользу из своих действий;

    2) экономический выбор осуществляется исключительно на основе потребительских предпочтений и возможностей, и как факт, совершаются торговые сделки на рынке товаров и услуг;

    3) наличие бюджетных ограничений. Покупатель, прио­бретая товары и услуги, рассчитывает только на денежную сумму своего дохода или сбережений. Порой эта величина сильно ограничивает субъекта в выборе, особенно если зара­ботная плата или другие факторные доходы не соответству­ют динамике цен в стране и уровню жизни; 4) важным условием покупки является ее доступность по цене, а также существующее противоречие между ценой и качеством. Стремление купить более дешевый товар не всегда оборачивается выгодой для потребителя, поскольку такой товар может иметь отрицательные характеристики, вредные для здоровья. Однако существует ряд случаев, когда цена не отвечает за качество, например, распродажи, скидки и другие программные акции фирм-производителей.

    © StrategPlann 2009