История развития рекламы

    Реклама начала появляться еще задолго до нашей эры. Прототипом для появления изобразительной рекламы служили:

    • • древние орнаменты;
    • • рисунки;
    • • татуировки;
    • • источником брендовой рекламы:
    • • клейма, которыми метили скот и рабов;
    • • фирменные метки мастеров;
    • • прообразами политической рекламы являлись:
    • • статуи;
    • • скульптуры знаменитых людей.

    Первые рекламные тексты, отдаленно напоминающие современную рекламу, появились еще в Древнем Египте и Древней Греции. Объявления были очень просты и носили в основном информационный характер. Располагали их на стенах домов, а в качестве материала использовали папирус, камни.

    Реклама в указанный период отличалась:

    • • бессистемностью; 4 эпизодичностью;
    • • отсутствием правовой регламентации.

    В Древнем Риме рекламные объявления стали размещаться на специально выстроенных для этой цели стенах — амбусах (городские власти пытались ограничить написание рекламы на стенах жилых домов). Также для рекламы использовались:

    • • деревянные доски;
    • • медные таблички.

    Юлий Цезарь велел вывешивать в публичных местах текущие решения сената, аАвгуст Цезарь распорядился в местах массового скоплений людей регулярно отражать на стенах (амбусах) или специальных досках светскую хронику и помещать объявления частного характеру.

    В Средние века появился институт глашатаев и гонцов, некоторые из них могли принимать заявки от населения. Приобрела широкий размах устная реклама:

    • • уличных зазывал;
    • • разносчиков;
    • • бродячих ремесленников;
    • • торговцев;
    • • гонцов.

    Данная реклама распространялась в местах постоянного предложения товаров и услуг (базарах, постоялых дворах и т. д.).

    Появляется новая профессия — сборщик и разносчик новостей. Позже появляются первые рекламные бюро. Первое информационное бюро появилось в Венеции в 1530 г.

    Революционным открытием того времени стал печатный станок Гуттенберга.

    В 1630 г. во Франции появилась первая газета «СагеК» в ней в том числе содержалась и рекламная информация.

    В Х1-Х11 вв. получила распространение геральдика, .в рамках которой оговаривались принципы и правила использования изображений в знаках и гербах. Нередко споры передавались в суды и даже выносились на королевский уровень. Фактически геральдика стала прообразом современных'товарных знаков. В Западной Европе рекламная лихорадка началась в конце XVIII в. Вначале агентства занимались лишь скупкой и перепродажей рекламных площадей, текст предоставлялся клиентом. Первым агентством, работавшим над текстом рекламного сообщения и проводившим рекламные кампании, считается агентство «Айер и сыновья», основанное в 1890 г. Достижения науки и техники стимулировали развитие индустрии рекламы:

    • • первая реклама по радио вышла в эфир в 1920-е гг.;
    • • первая телереклама — в 1930-е гг. Повсеместное распространение теле- и радиорекламы началось после окончания Второй мировой войны, когда было налажено массовое производство радиоприемников и телевизоров.

    В современную эпоху основными источниками рекламы стали:

    • • телевидение;
    • • уличная наглядная реклама;
    • • Интернет.

    Традиционные формы рекламы — печатная, радиореклама постепенно теряют свои позиции. Зарождение рекламного дела в Киевской Руси относят к X—XI вв. Русские купцы прибегали к разнообразным приемам предложения своих товаров, широко используя зазывал и коробейников. Получило распространение производство лубков — листов с определенной информацией, переданной в картинках. Центром «лубочной культуры» стал Великий Новгород.

    Первая российская печатная реклама появилась в «Ведомостях» Петра 1. Рекламные тексты того времени носили справочный, деловой характер.

    В XIX в. реклама в России вышла за рамки печатных изданий. Ее стали размещать:

    • • на круглых тумбах, установленных в различных частях города;
    • • на конках;
    • • в трамваях.

    Получила широкое распространение «голосовая реклама», осуществляемая, как правило, подростками, которые громко на перекрестках и других людных местах выкрикивали названия и цены товаров, а также последние новости.

    Начинают появляться специализированные конторы, бюро. Наиболее авторитетным рекламным агентством была центральная контора объявлений торгового дома «Метцель и К0», появившаяся в 1870 г.

    После 1917 г. реклама была монополизирована государством.

    Появляются централизованные рекламные агентства:

    • • «Рекламтранс»;
    • • «Связь»;
    • • «Промреклама»;
    • • «Мосторгреклама».

    В конце 20-х — 30-е гг. советская реклама фактически слилась с пропагандой. Большинство плакатов, иных рекламных продуктов, адресованных к массовому потребителю, стали содержать в себе идеологические черты. Данная ситуация продолжалась вплоть до конца 50-х — начала 60-х гг.

    В 60-80-е гг. советская реклама постепенно стала приближаться к принятым в то время мировым стандартам. При этом ее отличительными чертами были:

    • • меньшая, чем в странах Запада, распространенность;
    • • практическое отсутствие коммерческой и телевизионной рекламы;
    • • простота;
    • • использование старых, традиционных форм:
    • • плакатов;
    • • буклетов;
    • • газет;
    • • рекламных:объявлений в общественном транспорте.

    Существенной проблемой рекламного дела 1980-х гг. была сложность внедрения новых рекламных продуктов. Чтобы запустить рекламу нового товара, необходимо было собрать подписи многих инстанций. Это очень затрудняло развитие рекламы в СССР, способствовало ее отставанию от рекламы развитых стран Запада. С 1991 г. начался стремительный рост рекламного бизнеса в России. Объем рекламы в СМИ быстро увеличивается, с 1995 г. наблюдается также бурный рост региональных рекламных рынков. Начинают появляться специализированные издания по рекламе, профессиональные агентства. Увеличивается спрос на специалистов такого профиля.

    В 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (ред. от 02.11.2004), призванный регулировать отношения на рынке рекламы. С момента принятия Закона прошло уже около 10 лет. В связи с тем что рынок рекламы постоянно развивается, возникает необходимость все большего совершенствования рекламного законодательства.

    © StrategPlann 2009