Как показывает практика российских и зарубежных компаний, формирование стратегии развития позволяет уменьшить неопределенность взаимоотношения компании с рынком, что особенно актуально в современных условиях мирового кризиса. Под стратегией развития понимается выработка долгосрочных целей и задач, образа действия и порядка распределения ресурсов.
В качестве критерия выбора той или иной стратегии развития компании могут быть выбраны следующие:
- - стоимость компании;
- - рентабельность;
- - доля на рынке.
Стоимость компании может быть определена через капитализацию, которая рассчитывается путем умножения количества акций, находящихся в обращении, на биржевую цену акции.
Для оценки стоимости компании применяют и аналитические методы, которые представлены тремя основными подходами: затратным, доходным, а также подходом сравнимых продаж. Затратный подход оценки стоимости компании заключается в том, что все активы компании оцениваются по рыночной стоимости, так как балансовая стоимость редко адекватно отражает стоимость чистых активов. Далее из полученной суммы вычитается стоимость обязательств компании. Итоговая величина отражает рыночную стоимость собственного капитала предприятия. Доходный подход предполагает составление прогноза доходов и их приведение к текущей стоимости. При подходе сравнимых продаж стоимость компании может быть определена путем анализа продаж сопоставимых объектов. Примерами методов, применяемых в рамках сравнительного подхода, являются метод компании-аналога и анализ ретроспективных сделок, затрагивающих права собственности оцениваемой компании.
Кроме того, критериями выбора стратегии развития могут выступать и такие показатели, как репутация компании, а также уровень квалификации и управление персоналом.
В данном исследовании в качестве критерия выбора стратегии развития компании авторами предлагается использовать экономический потенциал. Согласно экономическому словарю, под экономическим потенциалом понимается совокупная способность компании осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления.
Анализ публикаций выявил преимущества и недостатки четырех основных методов оценки экономического потенциала, среди которых бальный метод, основанный на применении шкалы, по мнению автора, оказался наиболее оптимальным.
Предполагаемый метод оценки экономического потенциала компании охватывает все внутрифирменные процессы, что обеспечивает системный взгляд на компанию, который позволяет создать комплексный план перспективного развития. Данный метод основан на выделении функциональных составляющих экономического потенциала компании, характеризующимся набором аналитических коэффициентов с учетом специфики отрасли, в которой функционирует компания. Аналитическим коэффициентам присваиваются определенные баллы, затем производится их суммирование и, в конечном итоге, определяется характеристика функциональных составляющих экономического потенциала.
После оценки экономического потенциала составляется прогноз основных макроэкономических показателей, который, как правило, включает три варианта сценариев: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. В оптимистическом сценарии описываются события, которые могут произойти при наилучшем стечении обстоятельств, положительной и наиболее благоприятной динамике основных показателей и параметров ситуации. В пессимистическом сценарии высказываются предположения о возможном развитии событий при наименее благоприятных условиях и наихудших параметрах, характеризующих ситуацию в будущем. В наиболее вероятном сценарии рассматривается прогноз развития событий в неких средних условиях, при которых одни параметры имеют положительную, другие — отрицательную тенденцию изменений.
На основании данных прогнозов делаются предположения о наиболее вероятных приемах реализации стратегии развития компании по каждому из сценариев. При этом по каждому возможному приему реализации стратегии осуществляется оценка прогнозных значений функциональных составляющих экономического потенциала.
Далее для пессимистического, наиболее вероятного и оптимистического сценариев выбирается наиболее оптимальный прием реализации стратегии развития с точки зрения максимизации экономического потенциала компании.