Экспертные оценки в процессе принятия решений

    В процессе принятия решения большая роль принадлежит экспертным оценкам – количественным или порядковым оценкам объектов, процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению.

    Экспертные оценки используются для нахождения вероятностей появления проблемных ситуаций, оценок значимости признаков (с позиций которых оцениваются варианты решения), коэффициентов компетентности экспертов, оценок альтернатив по различным признакам.

    Для получения экспертных оценок создают Рабочую группу, которая и организует по поручению лица, принимающего решение (ЛПР) деятельность экспертов, объединенных в Экспертную Комиссию.

    Выделяются следующие этапы экспертного исследования:

    Принятие решения о необходимости проведения экспертного опроса и формулировка ЛПР его цели.

    Подбор и назначение ЛПР основного состава Рабочей группы, обычно  научного руководителя и секретаря.

    Формирование Рабочей группы и утверждение у ЛПР технического задания на проведение экспертного опроса.

    Разработка аналитической группой подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок).

    Подбор экспертов в соответствии с их компетентностью. Проведение сбора экспертной информации.

    Компьютерный анализ экспертной информации с помощью включенных в сценарий методов.

    Итоговый анализ экспертных мнений и подготовка заключительного документа

    Официальное окончание деятельности Рабочей группы.

    Выделяют такие цели экспертных опросов, как сбор информации для ЛПР или подготовка проекта решения для ЛПР.

    Различают следующие способы общения экспертов: отсутствие общения, заочное анонимное общение, заочное общение без анонимности, очное общение с ограничениями, очное общение без ограничений.

    При индивидyaльнoм oпpocе экспертов используют aнкeтирование или интepвью. При организации групповой экспертизы мeтoды "Дeльфи", "мoзгoвoй aтaки", "cцeнapиeв", "дeлoвыx игp", "coвeщaний" и "cyдa".

    Проблема подбора экспертов является одной из важнейших в процессе принятия решений. Под компетентностью понимается степень квалификации экспертов в определенной области знаний.

    Компетентность может быть определена на основе анализа деятельности специалиста, уровня и широты знакомства с достижениями науки и техники, понимания исследуемых проблем, а также возможных путей их решения.

    Часто предлагают использовать методы самооценки, взаимооценки компетентности экспертов или проведения тестов на профессиональную пригодность

    При нахождении экспертных оценок, по существу, производят субъективные измерения объектов, не поддающихся непосредственному измерению. Наиболее часто используют ранжирование, парное сравнение, непосредственную оценку, последовательное сравнение.

    Кроме того, экспертные оценки могут задаваться на графике или вербально (например, в шкале: очень хорошо, хорошо, средне, плохо, очень плохо).

    Ранжирование представляет собой процедуру упорядочения объектов, выполняемую ЛПР или экспертом. На основе своих знаний и опыта эксперт располагает объекты в порядке предпочтения, руководствуясь одним или несколькими признаками сравнения.

    В зависимости от вида отношений между объектами возможны различные варианты их упорядочения, а если Вас интересует жилищный вопрос?! то вам ни как не обойтись без интернета.

    Предположим, что среди объектов нет равноценных по сравниваемым признакам, т.е. нет эквивалентных объектов. В этом случае между объектами существует только отношение строгого порядка.

    В этом случае, как это доказывается в теории измерений, объектам можно поставить в соответствие числовую систему, элементами которой являются действительные числа, связанные между собой отношением строгого неравенства.

    В практике ранжирования чаще всего применяется числовое представление последовательности объектов в виде натуральных чисел, которые называются рангами.

    Наиболее предпочтительному объекту присваивается ранг, равный единице, второму - ранг, равный двум и т.д.: r1=l, r2=2,..., rn=n.

    Если среди объектов есть и эквивалентные, то для такого порядка объектов, как доказывается в теории измерений, также можно поставить в соответствие числовую систему с отношениями неравенства и равенства между числами. Причем эквивалентным объектам присваиваются одинаковые ранги – «связанные» ранги.

    Парное сравнение представляет собой процедуру установления предпочтительности объектов при сравнении всех возможных пар. При сравнении любой пары объектов возможно либо отношение строгого порядка, либо отношение эквивалентности.

    Результаты сравнения всех пар собираются в таблицу, в строках и столбцах которой представлены объекты, а в клетках таблицы числовые значения предпочтений.

    В практике парного сравнения чаще всего используется следующее числовое представление: если iобъект не хуже kобъекта, то в i,к – клетке ставится 1, в противном случае – 0

    Непосредственная оценка представляет собой процедуру приписывания объектам числовых значений в количественной шкале. Эксперт с каждым объектом соотносит точку на определенном отрезке числовой оси. Естественно потребовать, чтобы эквивалентным объектам ставились в соответствие одинаковые числа.

    Измерения в количественной шкале могут быть осуществлены с достаточной точностью лишь при полной информированности экспертов о свойствах объектов. Эти условия на практике встречаются редко. Поэтому для измерения в количественной шкале используются, как правило, субъективные балльные оценки.

    При этом вместо всей числовой оси рассматривают отдельные участки, каждому из которых приписывается свой балл. Эксперт, ставя в соответствие объекту балл, осуществляет это с точностью до попадания объекта на определенный участок. Чаще всего применяют следующие балльные шкалы: от 0 до 1, или до 5, или до 10, или до 100.

    Последовательное сравнение представляет собой комплексную процедуру измерения, использующую как ранжирование, так и непосредственную оценку.

    При проведении экспертизы отдельное место отводится проверке согласованности мнений экспертов, которая чаще всего осуществляется статистическими методами. При отсутствии согласованности мнений экспертов можно разбить их на группы, сходных по мнению, например с использованием методов кластерного анализа.

    И, наконец, завершающим шагом является получение обобщенного мнения экспертов. В этих целях в зависимости от условий принятия решения могут быть использованы такие принципы согласования мнений экспертов как большинства и Парето.

    Для согласования оценок альтернатив по различным признакам используют принципы пессимизма, оптимизма, Гурвица, Сэвиджа и другие.

    Таким образом, экспертные оценки играют огромную роль при обосновании вариантов решений, когда нет объективных измерителей их качества в меняющихся проблемных ситуациях.

    © StrategPlann 2009