В сложном, динамично развивающемся и неопределенном мире каждое предприятие, чтобы обеспечить себе достойное место в будущем, стремится своевременно и гибко реагировать на происходящие перемены и адаптироваться к ним. Растущая интеграция в мире, глобализация в экономике, ужесточение конкуренции на национальных и международных рынках, высокая интенсивность научно-технического и технологического процесса погружают предприятия в среду, которая требует от них все более глубокого и масштабного обновления основных сфер деятельности.
Мировой опыт и исследования специалистов убедительно показывают, что главным средством, определяющим результаты и эффективность любой организации, а в конечном итоге страны и общества в целом является разработка и внедрение успешной стратегии их производственно-хозяйственной деятельности. Развитие наугад, без разработки соответствующих стратегий, без использования научных методов неизбежно ведет к потере компаниями конкурентоспособности и краху.
Процесс разработки стратегии происходит под влиянием многих факторов. Все факторы можно разделить на 2 большие группы: внешние и внутренние. Однако среди них в условиях нестабильности большое значение приобретают именно те, которые относятся к факторам неопределенности среды. Это такие факторы, или переменные, значения которых неизвестны или известны не полностью. Все факторы неопределенности можно классифицировать по определенным признакам:
1. По источнику они делятся на неопределенность со стороны среды, человека (неоднозначность восприятия) или информации (отсутствие, недостаток или избыток).
2. По природе неопределенность бывает случайная, когда факторы, которые при массовом появлении обладают свойством статистической устойчивости и описываются определенным законом распределения вероятности; и нестохастическая, когда факторы не обладают свойством статистической устойчивости и не описываются каким-либо законом распределения вероятности.
3. По возможности предвидения факторы неопределенности делят на предвиденные, т.е. которые учитывались, и непредвиденные, т.е. появились впервые.
4. По отношению к объекту - на факторы внешней и внутренней среды.
5. По времени факторы неопределенности разделяют на факторы, обусловленные тем, что объект не до конца изучен (перспективная) и факторы, связанные с полным или частичным отсутствием информации о поведении объекта в прошлом (ретроспективная).
6. По устранимости: устранимая (влияние факторов можно нейтрализовать определенными действиями (страхование) и неустранимая (факторы, на которые нельзя повлиять).
7. По отношению к субъекту:
- целей (необходимо учитывать несколько различных целей);
- критериев выбора (неоднозначность выбора критерия);
- ограничений (наличие множества ограничений);
- лингвистическая (вербальное или недостаточно точное с математической точки зрения описание характеристик изучаемого процесса);
- условий (нехватка информации об условиях принятия решения).
Среди большого количества факторов неопределенности необходимо выделить для промышленного предприятия наиболее значимые (таблица 1). Выбор наиболее значимых для промышленного предприятия факторов зависит от общей стратегии, отрасли, вида деятельности, размера, этапа жизненного цикла, географического положения. Данный выбор должен основываться на экономико- математических методах. Наиболее существенные факторы на определенный момент времени для каждого конкретного предприятия необходимо учитывать в процессе разработки, а в дальнейшем и изменения при необходимости, стратегии производственно-хозяйственной деятельности.
Таблица 1. Факторы неопределенности среды, влияющие на деятельность промышленного предприятия
Внутренняя среда |
|
производство (ограниченность ресурсов, аварии, отказ и поломки оборудования); маркетинг (потребительский и платежеспособный спрос); финансы (размер дебиторской задолженности, финансовая устойчивость); организационная структура (противоречие интересов разной уровни иерархии); управление персоналом (принятие решений менеджерами - ограниченность сознательной деятельности, несоответствующая квалификация); сбалансированность основных компонентов. |
|
Внешняя среда |
|
Макросреда |
Микросреда |
макроэкономические параметры (темп роста ВВП, инфляция и т.п.); технические и технологические новшества; политика государства (экспорт/импорт, войны, волнения, кризисы); стихийные бедствия; экологическая ситуация (принятие более жестких требований, введение новых санитарных норм); сдвиги в общественных потребностях; уровень жизни; законодательство; кредитно-финансовая политика (курс валют, налоги, кредиты, льготы); демографическая ситуация. |
емкость и тенденции развития рынка; интенсивность конкуренции; способы продвижения товаров; поставщики трудовых ресурсов, материалов, капитала (цены, объем и периодичность поставок); потребители; кредиторы; государственные органы; клиенты (изменение предпочтений); посредники (задержки платежей); процентные ставки коммерческих банков по кредитам, проценты банков по депозитам; товары-субституты; контактные аудитории. |
Таким образом, наличие неопределенности значительно усложняет процесс разработки стратегии. Многие модели основываются на том, что факторы, влияющие на решения, известны точно, однако действительность не соответствует таким представлениям. Неучет неопределенности приводит к значительным потерям экономического, социального и иного содержания. Поэтому стратегия может существовать только как гибкая, подвижная, постоянно меняющаяся в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды предприятия. Упор должен делаться на искусстве импровизации, умении быстро реагировать на новую ситуацию и находить необычный ответ на действия конкурентов. Именно стратегия обосновывает выбор организации в различных ситуациях. А от того насколько правилен выбор каждого конкретного субъекта зависит и развитие экономики в целом.