Понятие “социальный кругооборот качества” включает: качество человека – качество труда – качество производства – качество технологий – качество образования – качество культуры и качество науки – качество управления – качество социальных и экономических систем – качество жизни – качество человека. Управление качеством жизни с позиций категории качества жизни интегрирует все виды “управлений качеством” и может рассматриваться как своеобразное управление “социальным кругооборотом качества”.
В рамках этого контура бюджет должен рассматриваться как план управления качеством жизни, выраженный количественно (суммарно). В настоящее время в России очень остро стоит проблема создания нормативно- методологической основы бюджетного планирования. Бюджетным кодексом РФ регламентируется планирование бюджета, основанное на:
- - бюджетном послании Президента Российской Федерации;
- - прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
- - основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
- - прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
- - плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:
- - объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году;
- уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года).
В соответствии с Указом Президента Министерством экономики России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывается проект Федерального закона "О государственных минимальных социальных стандартах", являющийся главной разработкой в области бюджетного планирования на федеральном уровне.
Под государственным минимальным социальным стандартом понимается установленный законом Российской Федерации минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выражаемый в нормах и нормативах предоставления населению бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
Формирование и применение государственных минимальных социальных стандартов выдвигается важнейшим средством повышения управляемости социальными процессами, преодоления кризиса социальной сферы и осуществления социальных реформ. Создается механизм, позволяющий перейти от постатейного к подушевому финансированию расходов на социальные нужды, что обеспечивает значительное повышение эффективности использования выделяемых средств.
В законопроекте предлагается устанавливать государственные минимальные социальные стандарты в качестве основы для закрепления доходов и расходов на социальное развитие по уровням бюджетной системы Российской Федерации. В результате установления и применения государственных минимальных социальных стандартов становится возможным обеспечить проведение более эффективных мероприятий по обеспечению государственной поддержки развития социальной сферы и инфо о жизни.
Государственные минимальные социальные стандарты должны выражать согласованные интересы и возможности личности, общества, территориальных социумов и государства.
Так например, статья 7, п. 9 Бюджетного кодекса РФ определяет принцип справедливости как справедливое и беспристрастное распределение общественного богатства между гражданами и территориальными общинами. Однако, общественное богатство – понятие более широкое, чем доходы государства, о распределении которых и идет речь в процессе формирования и исполнения бюджета. Общественное богатство включает в себя, в частности, принадлежащие государству полезные ископаемые, которые по естественным причинам распределены абсолютно несправедливо между территориальными общинами и тем более гражданами. Эти проблемы не решает и не может решать бюджетная система страны. Общественное богатство включает в себя существующие объекты социальной сферы, которые распределены неравномерно по территории страны, и, в особенности, между общинами (например, вряд ли можно найти села, в которых есть такое же количество театров, как в крупных городах).
Поэтому, с одной стороны, бюджетная система не решает задачи справедливого распределения общественного богатства, а с другой – для решения проблемы выравнивания условий жизни в разных регионах страны (в частности благодаря предоставлению финансируемых из бюджета общественных благ и услуг) необходима именно пристрастная оценка существующего положения вещей и перераспределение определенной части государственных доходов в пользу определенных регионов и территориальных общин. Конкретная система распределения доходов и расходов между разными видами бюджетов – это всегда компромисс между фискальным равенством и выравниванием условий жизни в разных регионах страны.
Исходя из вышесказанного, целесообразна дифференциация государственных социальных минимальных стандартов по административным районам Российской Федерации с выделением северных территорий. Прожиточный минимум в субъектах федерации различается более чем в пять раз. Усиливается региональная дифференциация в среднедушевых денежных доходах населения (достигла 15-кратной величины), обеспеченности населения больничными койками и врачами (достигла 4-кратной величины), а также по другим индикаторам социального развития регионов.
Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в праве устанавливать региональные и местные социальные стандарты, превышающие и дополняющие государственные минимальные социальные стандарты, при условии их обеспечения за счет собственных финансовых ресурсов.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных средств, и главным приоритетом современной бюджетной политики РФ являются социальные расходы, направленные на улучшение качества жизни наиболее социально незащищенных слоев население. Одним из инструментов государственного регулирования экономического аспекта качества жизни является дифференциация государственных минимальных социальных стандартов по регионам и различным социальным группам. Это будет способствовать оказанию конкретной социальной поддержки нуждающимся гражданам, относительному выравниванию уровней социального развития в отдельных регионах и муниципальных образованиях и предотвращению возникновения очагов социальной напряженности.