Для принятия эффективного управленческого решения руководству и собственникам предприятий требуется информация о рыночной стоимости их бизнеса. Полученные результаты оценки необходимы для выбора стратегии развития предприятия в условиях рыночной конкуренции. Также, данные сведения являются базой для обоснования инвестиционных проектов по приобретению определенных активов или их продажи.
Повышение уровня капитализации компании влияет на рост ее стратегической инвестиционной привлекательности и наоборот, то есть имеется прямая зависимость этих факторов. Изучение которых, необходимо для управления бизнесом и принятия стратегических, управленческих решений. Поэтому показатель роста капитализации стал для многих предприятий мира ключевым индикатором эффективной деятельности, а ее повышение - основной целью стратегического менеджмента.
Капитализация публичной акционерной компании - это сумма стоимости акций, выпущенных в обращение.
Существует два основных способа определения капитализации компании:
- как сумма рыночной стоимости активов и гудвилла;
- как рыночная стоимость ее акций, обращающихся на фондовой бирже.
В мировой и российской практике капитализация компании также включает в себя стоимость деловой репутации (гудвилла), стоимости торговой марки (бренда), наличие прав на ноу-хау и результаты интеллектуальной деятельности.
Самым распространенным способом увеличения рыночной стоимости компании, и ее выхода на финансовый рынок, является процедура Initial Public Offering (IPO) - первичное публичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке с целью привлечения капитала.
Также западные ученые Геддес Р., Тьюлз Р., Бредли Э. выделяют процедуру Direct Public Offering, (DPO), как вид IPO. DPO - это дополнительное размещение ценных бумаг, которое направляется от эмитента к первичным инвесторам, минуя организованный финансовый рынок.
У компании, принявшей решение об IPO, есть возможность размещать свои акции либо в России (на биржах ММВБ и РТС), либо за рубежом (чаще всего это LSE, NYSE Euronext, NASDAQ). Принятие решения о географии размещении ценных бумаг зависит от целей, которые преследует эмитент, а также от политической и экономико-социальной ситуации в мире и в стране в которой расположена компания.
Сам процесс капитализации компании может рассматриваться с двух подходов, которые имеют разное целевое назначение.
Сущностью первого подхода является концепция под названием - «Управление стоимостью компаний» (Value based management, VBM), она появилась в середине 1980-х гг. в США. Суть ее в том, что все решения менеджмента компании должны оцениваться с точки зрения их влияния на ее рыночную стоимость, что делается в угоду инвесторам.
Основные постулаты VBM можно сформулировать следующим образом:
- максимизация стоимости компании является главной целью стратегического управления;
- стоимость в наибольшей степени связана с денежным потоком, который генерирует компания;
- прирост стоимости является главным критерием эффективности управления.
Данная концепция мотивирует топ-менеджмент с помощью высоких денежных поощрений в виде бонусов, зависящих от результатов работ. Деньги рассматриваются как инструмент, позволяющий человеку удовлетворять все свои растущие потребности. Поэтому наемные руководители делают все возможное для развития и роста стоимости их компаний.
По оценки Bloomberg, сотрудники крупнейших американских инвестбанков - Goldman Sachs, Morgan Stanley и JP Morgan Chase - по итогам 2009 года получат премиальные в размере 29,7 млрд. долларов. Это на 60% больше чем в прошлом году.
Второй подход основывается на таких же постулатах, отличием является то, что бизнес изначально готовиться на продажи, и процесс капитализации компании рассматривается глазами стратегического инвестора.
Покупка или объединение компаний и предприятий, позволяет повысить как конкурентоспособность их конечного продукта, так и бизнеса в целом.
Как правило, корпорации и холдинги имеют сложную организационно-хозяйственную структуру, которая состоит из материнской организации и ее дочерних предприятий, имеющих различные юридические статусы и производственные функции. Такая схема позволяет минимизировать риски всей корпорации и с минимальными издержками производить процедуру трансформации отдельных бизнес-проектов.
Основные виды трансформаций предприятий предусмотрены Гражданским кодексом РФ и отражены в ст.57; это слияние, присоединение, разделение, выделение и присоединение. На основе практики бизнеса можно добавить к этим видам трансформации создание, ликвидацию и объединение с созданием нового юридического лица и противоположный ему процесс разъединения. Следовательно, можно выделить семь видов трансформации предприятий в российских условиях.
Поглощение можно определить как процедуру перехода одной организации под контроль другой в результате приобретения частичного или полного права собственности на поглощаемую организацию.
Слияние и поглощение представляет собой процедуры смены собственника или изменения организационно-экономической структуры компании. Целью этих действий является достижение конкурентных преимуществ на рынке и другое.
Различаются слияния горизонтальные, вертикальные, родовые и конгломеративные.
Горизонтальные слияния - объединения компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства.
В этом случае наиболее часто возникают следующие эффекты:
- сокращение производственных и иных издержек;
- расширение масштабов производства, сбыта и т.п.;
- повышение мобильности в распределении финансовых ресурсов.
Вертикальные слияния - объединение корпораций различных отраслей, связанных технологическим процессом производства продукции, т.е. расширение корпорацией круга покупателей и результатов своей деятельности либо переход на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие - до конечного потребителя (слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний). Такая интеграция может обеспечить более низкие издержки производства и обращения и более эффективное распределение, и использование ресурсов.
Конгломеративные слияния - объединения компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние компаний одной отрасли с корпорацией другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. Можно выделить три разновидности конгломеративных слияний:
- слияние с расширением продуктовой линии - объединение не конкурирующих продуктов со схожими каналами реализации и процессами производства;
- слияние с расширением рынка - приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например супермаркетов в географических районах, которые ранее не обслуживались;
- чистые конгломератные слияния - не предполагается никакой общности.
Родовые слияния - объединение компаний, выпускающих взаимосвязанную продукцию. Например, фирма, производящая фотоаппараты объединяется с фирмой, производящей фотопленку.
Среди других классификаций слияний можно выделить национальные и транснациональные, дружественные и враждебные, и т.д.
В зависимости от отношения управленческого персонала корпораций к сделке слияния или поглощения выделяют слияния, которые могут осуществляться на паритетных условиях («пятьдесят на пятьдесят») или неравных (с позиции силы). Однако имеющийся опыт свидетельствует о том, что «модель равенства» является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением.
Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают. Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Так, например, в отличие от США и России, где происходят слияния или поглощения крупных фирм, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.
Из выше сказанного можно отметить, что покупка актива позволяет расширить географию производства и рынков сбыта, ликвидировать конкуренцию, увеличить стоимость материнской компании за счет приобретаемых активов, повысить собственную инвестиционную привлекательность и увеличить операционную прибыль.
Перед тем как сделать заключение по данной теме, необходимо разработать ряд мер по повышению уровня капитализации компании:
- усилить роль маркетинга в деятельности предприятий. По направлению выбора целевых рынков (по емкости, прибыльности), создавать отличительные преимущества производимым товарам и услугам (сервису, операциям, торговым маркам), необходимо построить систему лояльности потребителей (повторные покупки, проведения акций).
В подтверждение данного направления представим исследовательские данные компании «НАФИ», которые говорят о весьма существенном влияние маркетинговых стратегий на капитализацию иностранных компаний работающих в России, средняя оценка роста стоимости 45 %.
Таким образом, роль маркетинговых стратегий в деятельности компаний более глобальна. И она не сводится к простому изучению рыночной ситуации, как часто воспринимаются руководителями компаний задачи маркетинговой службы.
По словам профессора Миланского университета Жан-Жака Ламбена - к маркетингу надо относиться как к инвестиционному проекту. Вложения в разработку маркетинговых стратегий не только окупятся, но и принесут прибыль предприятию. Самый банальный пример того, как маркетинг может увеличить стоимость вашей компании - брэндинг. Сколько бы стоила компания, производящая спортивную одежду, не будь это Nike?
В России не так много компаний, которые умеют управлять брэндом с целью получения выгоды так, как это делают на западе. Хотя тренд на улучшения этого показателя меняется в положительную сторону.
Управление брэндом (Brand Management) - это процесс управления торговыми марками с целью стратегического увеличения стоимости брэнда. Кроме того, под управлением брэндом также может пониматься персонал, ответственный за создание индивидуальных черт брэнда, изменение их для достижения максимальной эффективности деятельности, а также за составление планов антикризисного управления брэндом в случае необходимости.
В брэндинге существует принцип, называющийся «принципом позиционности» - он заключается в том, что первую компанию, занявшую свою позицию в умах потребителей, уже невозможно лишить этого места: «Coca-Cola» - напитки, «Сбербанк» - сберегательные услуги для населения.
Суть успешной стратегии маркетинга при применении этого принципа, следить за открывающимися новыми возможностями и делать ход, закрепляя продукт на лестнице. В дальнейшем все действия брэндинга будут сводиться лишь к удержанию этого первого места в сознании потребителей.
То есть следует заняться брэндингом, нанять иностранного специалиста в этой области или обучить собственную команду маркетологов с целью создания своего брэнда, что позволит увеличить рыночную стоимость компании.
Ссылаясь на исследования, проведенные компанией «НАФИ», на вопрос о надежности вложения личных финансовых средств в акции российских компаний, размещенных входе IPO. Мнения разделились следующим образом. 22% опрошенных посчитали такой способ вполне надежным. Немного больше, а именно 30% россиян уверены, что ненадежно и рискованно вкладывать деньги в акции. 45% респондентов оценили надежность нейтрально, а еще 3% респондентов затруднились в оценке надежности покупки акций российских компаний/
То есть эти данные подтверждают выше сказанные слова, по поводу частичного отсутствия у российских компаний, узнаваемых брэндов, к которым население испытывает значительное доверие и способно на основе этого, вкладывать свои собственные денежные ресурсы в их ценные бумаги. А значит, есть поле для работы в этой области.
Подводя итог рассматриваемому вопросу, стоит отметить, что главным мотивирующим фактором, способствующим росту стратегической инвестиционной привлекательности предприятия, является рост уровня его капитализации. Развитие Brand Management для создания сильных и конкурентоспособных брэндов, способных увеличивать капитализацию компании, а значит и стратегическую инвестиционную привлекательность, является очень перспективным направлением. Ведь, инвестору всегда выгоднее приобрести легко узнаваемый брэнд, а значит, с таким бизнес-проектом не возникнет проблем и трудностей, связанных с его способностью приносить доход.
как сообщает сайт " Новости лайф | Экстра news" на страницах обзора